Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
реклама от Google

 

О рубрике "Серебряный век"

Автор: lmadmin от 27-07-2011, 23:23

     Свершилось! В журнале новая рубрика, новый редактор рубрики, и старый добрый "серебряный век"! 

     Итак, друзья, у нас появилась возможность окунуться в атмосферу русского, а временами и зарубежного, модерна и дореволюционного поэтического декаданса в сопровождении Зои Вершининой. Наполнение и редактирование рубрики Зоя взяла на себя, но это вовсе не значит, что здесь закрыт доступ для ваших публикаций. Пожалуйста, добавляйте свои материалы, высказывайте свое мнение, дискутируйте, восхищайтесь, возмущайтесь...

    Не берусь давать определение понятию "серебряный век", но кое-какие метки для ориентирования читателей и публикаторов приведу ниже. Но позже.

 

 


 

Приветствую всех,кому интересна эта тема!

Друзья мои! Я, как могу, попытаюсь открыть вам эту тайну...Серебряный Век - эпоха изломанная и трагичная...На заре двадцатого века возникла эта сказка, породившая тьму стихов, множество загадок и тысячу ответов.
 Кто-то скажет - декаданс, и, возможно, будет прав!
Что же послужило возникновению этого странного и страстного, тонко-свежего и одновременно усталого направления в искусстве?  Вы - знаете? Вот и я - не знаю...
 Нет ничего скучнее, чем писать сухие педантичные статьи, оставляю это право занудам-профессорам! Я просто хочу, чтобы вы знали - этот мир заслуживает внимания. Дайте руку, читатель, и пойдем вместе открывать его.

 

 


 

Памяти Зои Вершининой

Автор: lmadmin от 5-01-2013, 16:50

Глубокое соболезнование родным и близким

        
          Сегодня 9-й день как нас покинула Зоя Вершинина, осиротив тем самым, в том числе, и нашу рубрику "Серебряный век", которая создавалась под нее и наполнялась только ее материалами и ее душой. Молодая поэтесса, тонкий, ранимый человечек с удивительно твердым и решительным характером. Два года, на моих глазах, буквально каждый день, росло ее мастерство и развивался талант. Полет прервался на самом самом взлете. Песня прервалась в самом начале. Видимо Небу такие люди нужны больше чем нам. А нам остается то что есть и светлая память о замечательном человеке.
          Ниже я привожу фрагмент нашей переписки и последние материалы, присланные мне Зоей накануне ее безвременной кончины. Планов было очень много, но... Думаю, позже я опубликую здесь всю свою двухлетнюю переписку с Зоей, чтобы не только я мог пронаблюдать небольшой фрагмент ее творческой (и не только) жизни. А может быть и не опубликую. Пока не знаю насколько уместно предъявлять широкой публике приватные, в общем-то, разговоры... Хотя скрывать там, конечно, нечего. Повторюсь, что Зоя была очень чистым и деликатным человеком... Нет, не знаю пока... Подумаю. А пока вот это: (нажмите кнопку "Подробнее")
 

 


 

Максимилиан Волошин глазами Зои Вершининой. Продолжение

Автор: lmadmin от 31-10-2012, 08:56

Примечание  редактора: объем статьи не позволил разместить ее в одном посте. Пришлось разбить его на два. В ближайшее время, друзья, вам будет предложен файл для скачивания этого материала в авторской версии в формате MS Word

 

Вернуться к началу статьи

 

* * *

 

Мысли поют: "Мы устали... мы стынем..."

Сплю. Но мой дух неспокоен во сне.

Дух мой несется по снежным пустыням

В дальней и жуткой стране.

 

Дух мой с тобою в качанье вагона.

Мысли поют и поют без конца.

Дух мой в России... Ведет Антигона

Знойной пустыней слепца.

 

Дух мой несется, к земле припадая,

Вдоль по дорогам распятой страны.

Тонкими нитями в сердце врастая,

В мире клубятся кровавые сны.

 

Дух мой с тобою уносится... Иней

Стекла вагона заткал, и к окну,

К снежной луне гиацинтово-синей

Вместе с тобою лицом я прильну.

 

Дух мой с тобою в качанье вагона.

Мысли поют и поют без конца...

Горной тропою ведет Антигона

В знойной пустыне слепца...

Февраль 1906, Париж

 

Максимилиан Волошин глазами Зои Вершининой. Продолжение

 

 


 

"Я НЕ ПРОСИЛ СУДЬБЫ ИНОЙ У НЕБА,,," Максимилиан Волошин.

"Я НЕ ПРОСИЛ СУДЬБЫ ИНОЙ У НЕБА,,," Максимилиан Волошин глазами Зои Вершининой

 

    Бывали ли вы в Коктебеле, друзья мои? Видели ли синее море, каменистые пляжи, абрис гор, похожий на профиль лениво лежащего дракона, и скалы, встающие из волн, как окаменевшие дети владыки морей Посейдона? И еще зеленовато - золотистые закаты, впитавшие в себя запахи степных трав, чабреца, шалфея и лаванды? Все это-Киммерия.

    Певцом этой древней земли стал Максимилиан Волошин. Не только поэт, но и художник, причем очень тонкий, он в своих пейзажах передал все очарование побережья юго - восточного Крыма, в акварелях, которые так близко по своему внутреннему содержанию смыкаются с творчеством А. Грина.

   Вот что он писал в автобиографических воспоминаниях: "Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, т. е. в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе — те восходящие токи, по которым можно взлететь на планёре."

   Именно с подачи Максимилиана Волошина Коктебель стал признанным местом отдыха и творчества поэтов, писателей и художников.

   Похожий на греческого бога, в хитоне и сандалиях, с ремешком, обвивавшим буйные кудри, шествовал Макс, как его называли все в его окружении, по своей любимой Киммерии...

   Разностороннейший человек, прежде всего поэт, художник, критик, переводчик, исскуствовед, он сумел точным и четким слогом донести до читателя свой сокровенный мир в стихах, которые стали бесценным достоянием Серебряного века.

   Но пришла революция. Волошин отнесся к ней с лукавой двойственностью - прятал на своей коктебельской даче то красных, то белых! Вот его слова - “Я имею претензию быть создателем собственной классовой системы, утверждаю право быть Человеком, а не гражданином”. А на вопрос: “К какому крылу вы примыкаете – к красному или к белому?” Волошин отвечал: “Я летаю на двух крыльях”.

   Это был такой светлый человек, щедрый душой и сердцем, что, изучая мемуары его современников, я не нашла ни одного отрицательного отзыва о нем...

   Скончался Макс Волошин в Коктебеле 11 августа 1932 г., в завещании оставив свой дом Союзу писателей.

 

Подборку стихов и акварелей М. Волошина смотрите в полной версии поста, на которую вы можете попасть нажав кнопку "Подробнее"

 

 

 


 

"ИГРА, СВЕРКАНИЕ, И МУЗЫКИ АККОРДЫ...*" Драгоценный модерн.

  

"ИГРА, СВЕРКАНИЕ, И МУЗЫКИ АККОРДЫ...*" Драгоценный модерн.

 

 

  Милые дамы, эта статья - исключительно для вас! Потому что кто же еще может оценить всю прелесть драгоценностей эпохи арт-нуво? Именно драгоценностей, а не ювелирных изделий, в моем понимании - это совершенно разные вещи. Ибо ювелирные изделия - это все же поделки, пусть дорогие и замечательные, но созданные массово, а вот драгоценности - дар прекрасным женщинам, единичные, штучные изделия,неповторимые. 
  Всмотритесь внимательно в эти прихотливые изгибы, в это изысканно-капризное змеистое кружево, украшенное лепестками радужной эмали и нежно-ограненными кабошонами драгоценных и полудрагоценных камней! Ювелиры того времени не гнушались использовать совсем нетрадиционные материалы для своих изделий - такие, как слоновая кость, янтарь, рог, стекло, жемчуг "барокко", вырезали геммы, воплощая в жизнь образы, невостребованные, пожалуй, еще со скифских времен. Под их руками оживали звери и птицы, бабочки и стрекозы, нимфы со струящимися волосами, павлины, красуясь, распускали хвосты...Томно-загадочно мерцали черепаховые гребни с жемчужными ландышами в высоких прическах, а в бальном воздухе витали ароматы Apres l'Ondee Guerlain и Coty...
  Эпоха ушла, и давно нет никого, кто носил эти чудесные творения на корсажах, в ушках и волосах.  
  Всего один шаг не сделали мастера того времени - шаг от изысканности до безвкусицы. И этот несделанный шаг, пожалуй, подтверждает мой внутренний тезис о том, что совершенство в любом виде искусства всегда балансирует на грани...

*Для названия статьи выбрана строка из стихотворения Татьяны Бережной.

 

Для просмотра коллекции кликните по заголовку или по кнопке "Подробнее"

 

 


 

"ЗА СТРУННОЙ ИЗГОРОДЬЮ ЛИРЫ" И. СЕВЕРЯНИН

 

 

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

          Сегодня особенный день - мы с вами заглянем на сто лет назад, в Петербург, на поэзоконцерт Игоря Северянина. Мало кому не знакомы строки - "Это было у моря...", "В шумном платье муаровом...", и пресловутые "Ананасы в шампанском!". Успех автора был оглушительным, он оправдал свое стихотворное пророчество:


"Я - год назад - сказал: "Я буду!"
Год отсверкал, и вот - я есть!"

 

         Родился Игорь Васильевич Лотарев (Северянин), поэт чистой воды, человек с поющей душой в 1887 году. Да, он был чрезвычайно честолюбив, жаждал славы - и получил её. 27 февраля 1918 году на вечере в Политехническом музее его признали "королем поэтов", но...сейчас я переверну страницу и покажу вам, насколько неоднозначен в своем творчестве был этот человек.
         Я бы разделила его произведения на три "русла", образно выражаясь: для публики, для славы, затем чистая лирика, и горькие, обличительные строки, описывающие распад тогдашнего общества, доходящие до гротеска и издевательства (впрочем, они актуально звучат и сейчас).
         Не буду утомлять незаинтересованного читателя цитатами - заинтересованный найдет их в подборке стихов ниже. Годы ослепительной славы в России продлились у поэта...

 

Продолжение вступительной статьи и подборку стихов смотрите под кнопкой "Подробнее"

 

 


 

"ЗА СТРУННОЙ ИЗГОРОДЬЮ ЛИРЫ" И. СЕВЕРЯНИН (продолжение)



 

"Ты скажешь: ветреная Геба,
  Кормя Зевесова орла,
  Громокипящий кубок с неба,
  Смеясь, на землю пролила!"

          Ф.Тютчев


   Друзья мои - эпиграф оправдан, ведь один из стихотворных сборников Игоря Северянина так и назывался - "Громокипящий кубок" .

 

Подборку стихов смотрите под кнопкой "Подробнее"

 

 


 

"Чистейшей прелести чистейший образец." Зинаида Серебрякова.

  Дорогие читатели - сейчас речь пойдет о женщине! Причем - об очень талантливой женщине. Родившаяся в семье с давними художественными корнями, Зинаида Серебрякова (в девичестве - Лансере, по матери - из семьи Бенуа, какие имена, не правда ли?!), создала новый, замечательный по сути своей ряд портретов и автопортретов, словно светящихся изнутри. Недаром еще в 1910 году Третьяковская галерея приобретает у молодой художницы её знаменитое полотно "За туалетом", выполненное в чистых серебристо-палевых тонах.
  Виртуозно владеющая различными техниками живописи, мастерски играя освещением - Серебрякова подарила нам почти античные, амфорные изображения женских фигур. Четкий абрис, выразительный рисунок письма, практически скульптурная выпуклость делают персонажей её картин удивительно живыми. Смотрите, как лукаво взирает на вас сама художница в костюме Пьеро! Портреты её кисти живут и дышат, смеясь над временем. Близкое знакомство с театром породило изумительные зарисовки танцовщиц за кулисами. А пейзажи восхищают совершенством линий и цвета, необыкновенной правдивостью и простотой. Во всем она стремилась к гармонии! 
  Не хочу сравнивать Серебрякову ни с кем - она уникальна. А судьба была к ней жестока - гибель родового имения, смерть мужа, эмиграция, тоска по родине...
  Cкончалась Зинаида Евгеньевна Серебрякова - 19 сентября 1967 года в Париже в возрасте 82 лет.

 

 

 

Автопортрет с дочерьми. 1921 г


Для просмотра галереи репродукций кликните по кнопке "Подробнее"

 

 


 

"Утраченного чародейства веселым ветрам не вернуть..." М.Кузмин



       Дорогие друзья, вы верите в волшебство? Я - верю! Поэтому я позволю себе чуть-чуть приоткрыть занавес и представить вам...волшебника!
       Михаил Кузмин - личность настолько неординарная, что судить его трудно, можно либо восхищаться, либо не воспринимать.
Яркий представитель богемы Серебряного века - он был не только поэтом, но и композитором, музыкальным и литературным критиком,писал прозу и пьесы. Именно он написал музыку к пьесе А.Блока "Балаганчик", восторженно встреченную современниками.
       Испорченное дитя своего времени, он чаровал слушателей и поклонников своими "Александрийскими песнями",полными ядовитого соблазна эпохи декаданса, усталой и уже отживающей. Я сама, признаюсь, мысленно заслушивалась его романсом "Дитя, не тянися весною за розой...", который звучал когда-то в знаменитом артистическом кабачке Петербурга "Бродячая собака".
       Вне моды, вне стиля - Кузмин соединил эллинистическую ясность и выразительность с детской наивностью и простотой, но при этом лукавил, говоря в стихах больше, чем хотел сказать.
       Михаил Кузмин, как истинный художник, не терпел в своих произведениях заданности форм, обязательными он считал только законы самого творца для создания и выражения его произведения.
      О нем много говорили, как хорошего, так и плохого, но время все очистило - остались только чудесные стихи, и память, память...
      Умер М. А. Кузмин в 1936 г. в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище.

 

Ознакомиться с подборкой стихов вы можете, нажав кнопку "Подробнее"

 

 


 

"Как ярко он горел - поймав перо жар-птицы..." М. Врубель.

 

Автопортрет 1885г.

Майолика М.Врубеля

  Дорогой читатель - позволь пригласить тебя в сказку! Мы все наверняка любовались в свое время "Царевной-Лебедью" и "Демоном" М.Врубеля, но эти живописные полотна - одни из самых знаменитых его произведений. А ведь Врубель был еще и скульптором!
  Сегодня я хочу рассказать тебе о майолике - глиняном воплощении замыслов великого художника.
  Неукротимый максималист,многогранный в своем творчестве,он всегда стремился быть лучшим. А. Я. Головин вспоминал: «Все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Я работал с ним в абрамцевской мастерской Мамонтова. И вот смотришь, бывало, на его эскизы, на какой-нибудь кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра — и чувствуешь, что здесь «все на месте», что тут ничего нельзя переделать. Это и есть, как мне кажется, признак классичности».
  Изразцы, к которым хочется прижаться щекой и грезить, вспоминая, как вам в детстве читали русские сказки, блюда с мифическими сюжетами, такими яркими, завораживающими, керамические фигурки героев тех сказок, оживающие в памяти ранних лет...и вновь приходит то чудное, детское состояние души, когда так верится - что все будет прекрасно, что мечты сбываются...
  Сплав древнерусского и византийского стилей с налетом былинного повествования рельефно выступает из его творений, завораживая и уводя в прошлое Руси.
  Безусловно - майолика лишь малая часть творчества этого гениального творца, великолепны его графические работы, где царствуют богатство штриха и скупость цвета, очень сдержанные по гамме, иногда недосказанные, они несут в себе огромные по силе характеры, когда личность точно выступает за рамки портрета.
  Но, как почти всегда - судьба большого художника не может быть легкой, ибо, чем больше тебе дано - тем больше и ответственность за то, что ты сделал.
  9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке. Фёдор Арсеньевич так писал о Врубеле в своих воспоминаниях:
  «Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он всё-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».
  1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Михаил Врубель скончался.
  По прошествии многих лет - отдай должное,читатель,этой яркой личности и его произведениям - он это заслужил!

 

Для посмотра галереи изображений нажмите кнопку "Подробнее"

 

 


 

"Как фонарик, свечусь изнутри..." Мария Шкапская.

 



 

     Мария Шкапская (Андреевская), которой можно поставить памятник пламенного материнства, воспела в своих стихах высшую радость женщины - дать жизнь своему продолжению.

     Какая же трудная была у нее судьба! Почти нищенское детство, отец, впадающий в безумие, и безнадежность - безнадежность бытия на фоне тех страшных лет начала 20-го века... Стихи её многие считали непристойными и слишком физиологическими... Впрочем, на фоне морали того времени они действительно были слишком откровенными и смелыми. Но скажи,читатель - как могли быть непристойными стихи из сборника с трагическим названием - "Mater Dolorosa"? Продолжить род человеческий - и беречь его - вот главная идея стихов этой хранительницы жизни от Бога. Она сказала: «Земные правила просты и строги: рожай, потом умри!»

     Непримиримая и страстная в своей любви ко всему живому, а особенно к детям, она подарила миру свои вещие стихи, как завет на будущее. Вспомнив древнюю Грецию - Гея, Деметра - вот как хочется назвать эту удивительную женщину. И еще - приняв революцию, она не смогла смириться с убийством царской семьи, особенно - с гибелью цесаревича Алексея, о чем написала скорбные строки:

 

Народной ярости не внове
смиряться страшною игрой.
Тебе, Семнадцатый Людовик,
стал братом Алексей Второй.

И он принёс свой выкуп древний
за горевых пожаров чад,
за то, что мёрли по деревне
мильоны каждый год ребят.

За их отцов разгул кабацкий
и за покрытый кровью шлях,
за хруст костей
в могилах братских
в маньчжурских и иных полях.

За жаркий юг, за север гиблый
исполнен над тобой и им,
неукоснительно чиним,
закон неумолимых библий.

Но помню горестно и ясно –
я – мать, и наш закон – простой:
мы к этой крови непричастны,
как непричастны были к той.


(в сокращении)

 

Р.S. Конечно,М.Шкапская писала не только о материнстве - об этом свидетельствует подборка стихов,которую я представляю вам, дорогие читатели!

 

От редактора:

Ознакомиться с упомянутой подборкой, друзья, вы сможете, нажав кнопку "Подробнее"

 

 


 

"Очарованный круг" Льва Бакста.


       Закрой глаза , читатель , и представь себе... Париж. 1909 год. "Русские сезоны" С. Дягилева. Крики восторженной толпы, бешено аплодирующей русским танцовщикам в балетных постановках - "Клеопатра", а в последующие года - "Шахерезада", "Карнавал", "Дафнис и Хлоя", "Нарцисс"...
       Эти блестящие спектакли были невероятно успешны благодаря не только таланту и мастерству постановки и исполнения.
       Костюмы и декорации - вот что послужило одним из слагаемых успеха и признания "Русских сезонов".
       Представляю вам их автора - пожалуй, самого фантастического театрального художника эпохи Серебряного века - Льва Бакста!
       В немыслимом сочетании строгой крито-эллинской тематики со скифской яркостью расцветки  костюмов , он достиг совершенства в пластике персонажей , изображая их на эскизах почти всегда в движении языческого танца . Странная, томящая эротика есть в них, в этих волнистых линиях и струящихся складках одежд...
       Его декорации к спектаклям полны чудесной тайны, как в детских снах.
       Ну вот - теперь можно открыть глаза и посмотреть - на творения Льва Бакста, с 1914 г. члена СПб Академии художеств, основателя знаменитого сообщества "Мир искусства", создателя эскизов костюмов для Анны Павловой и Иды Рубинштейн, наставника М. Шагала.

 

 


 

" Я пью тебя, пленительная жизнь... "

 

Чего можно ожидать от поэта, написавшего такие строки? Солнечного, ясного, льющего в мир радость жизни? А вот и нет. Судьба угораздила его, потомственного военного, родиться в преддверии великих перемен в России, прочитать  самые темные и страшные страницы её истории и отразить это в своих стихах. Как камертон, он тонко воспринимал настроения людей того времени и смог описать это стихами. Через себя, через свою душу.

  Его признание на поэтическом Олимпе случилось в 1913 г. А далее - увлечение революционными идеями, которыми была заражена большая часть прогрессивного общества и некоторая часть богемы . 
  Но более поздние его стихи намекают на веру в счастье, хотя и выраженную в том же стиле безнадежности, присущего декадансу . 
  Прожить девяносто лет - пройти по эпохам, но сохранить в своих стихах ясность восприятия и свежесть чувств - это немногим дано. 
  Знакомьтесь - Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев , 1891 - 1981) - почти забытый поэт Серебряного века .
  Р.S. Во второй половине жизни был спецкором "Огонька", много ездил по стране, писал и прозу и пьесы . Умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 


* * *
В твоих глазах волнуется Нева,
И в них туман, как будто дым табачный.
Я полюбил тебя за книжные слова
И запах кожи, легкой и прозрачной.

Как Петербург еще недавних дней,
Ты мне несешь свое воспоминанье.
Аничков мост, и силуэт коней,
И всадников железных содроганье.

 

 


 

ПЕСНЯ В КАМНЕ.

Здравствуйте, дорогие мои! Позвольте представить вам - самый выдающийся и самый необычный зодчий эпохи Серебряного века - Антонио Гауди! 
Его полное имя - Антони Пласид Гильем Гауди -и- Корнет. Практически все его работы занесены во всемирное наследие ЮНЕСКО.
 Первоначально он перебивался мелкими заказами, вроде дизайна оград, и даже мебели. Потом начал реализовать свои архитектурные проекты в неоготическом стиле, но, впрочем, и в других тоже, настолько многогранным было его творчество.
Я высоко ценю его ранние вещи. И все же моему сердцу наиболее близки произведения состоявшегося творца - его лучшие, знаменитейшие творения в стиле "модерн".
 Что вы знаете о песнях моря,о песнях дождя,и о ракушках, случайно найденных на морском берегу? О маленьких крабах, которые мельтешат в кучах водорослей, выброшенных прибоем?
А он знал о них все - и был вдохновлен этой стихией моря и ветра, источенных бризом прибрежных скал, архитектор, которому удалось создать такие строения, что дух захватывает от одного лишь взгляда на них.
Этот человек внес неизмеримый вклад в сокровищницу мирового искусства.
Смотрите и любуйтесь - парк Гуэль, Каса Мила и Саграда Фамилиа!

 

 

От редактора "Арт-сюжета":

Так почему же все-таки "Песня в камне"? Мне кажется, что ответ скрыт в следующей видеоиллюстрации. Нажмите кнопку "Подробнее"

 

 



Назад Вперед
Наверх

 

Анонсы партнерских материалов