Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

+ -
+31

От редактора: Сегодня принял эпохальное решение переименовать рубрику "Идеи" в "Концептуальщину". Натолкнуло  меня на сей смелый шаг произведение неопределенного жанра, предложенное мне для публикации моим виртуальным другом и партнером, известным в сети как ВиктОр Хофф. Известно также что ему скучно и неуютно в рамках традиционного (да и традиционно-нетрадиционного тоже) искусства. Прочитав беседы Виктора с его виртуальными адептами, лично я пришел к выводу, что ему мало отказа от формы. Он пытается создать симфоннию цвета, отталкиваясь от опыта своих учителей и предтечей, которым он приписывает какой-то особый и непостижимый армянский художественный менталитет. Что ж, может быть, может быть. Хотя, в силу природного скептицизма и грузинского происхождения не удержусь от цитаты из вечного спора:

- В Дилижане кран открываешь-вода, второй место в мире!

-А первый в Ереване, да!? А Боржоми!? Думай, что говоришь!

Ну ладно. Шутки в сторону. Понаблюдаем за процессом компьютеризации творческих исканий в этом и грядущей серии диалогов, а так же на сайте-выставке Виктора (ссылка на панели справа). Пока, на мой непросвещенный взгляд,  поиск новых выразительных средств привел к изобретению чего-то среднего между калейдоскопом (только ассиметричным), шарманкой с попугаем и буддистскими цилиндрами. Раскручиваешь и... Остановись мгновенье!


Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 

ЖИВОПИСЬ АРМЕНИИ (АЖ). БЕГЛЫЙ ОБЗОР.

 

Hoff  Ну, к чему так мрачно? По- моему, у Вас весьма недурной уровень схватывания, просто может несколько подведенный к теме, что ли? Например, не следует, видимо, сводить образы к однозначным геометрическим фигурам – в жизни все корявей. И у Ромы, что- то от квадрата, и у Вас от пирамиды – в той или иной степени. Ведь каждый человек – своего рода микрокосм и содержит в себе все его грани от гениальности до безумства (не исключая и низких сторон жизни) в той или иной мере. Но довольно о мистике, хотя к этому нам по всей вероятности еще придется вернуться. Вернемся к АЖ.
Почему АЖ – ну, во-первых, это основа основ моего живописного воспитания. Кроме того, она уникальна в своем роде. Говорить об изображениях (моих) минуя АЖ, все равно, что
от Коро и Энгра перейти непосредственно к Гогену, минуя импрессионизм. АЖ как бы в своем роде венчает собой Мировую Живопись. В мире к тому времени мало кто занимался чисто живописными моментами и АЖ как бы вобрал в себя все богатство стилей и преломил их через призму цвета. В АЖ. – основное цвет, линия имеет второстепенное значение (если имеет вообще). Но это цвет уникальный, впитавший в себя все богатство, доставляемое солнцем юга – ни в России ни на Западе вы не найдете в жизни такой сочности и многообразия оттенков. Художнику здесь не нужна никакая гармония – он купается в ней от рождения. Но это внешняя сторона дела. Есть еще один момент, без которого при всех таких внешних условиях феномен не состоялся бы

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.
 Коро. Воспоминание о Мортфонтене

 

  

Энгр.Эдип и Сфинкс

 

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 Гоген.Таитянские пасторали

  

В самом начале 60-х, когда по стране имело своего рода противостояние художественной
среды (я имею в виду не только живопись) и Идеологии, власти пошли на своего рода компромисс- дали больше свободы в художественных вопросах провинциям, закрыв вопрос в Москве и Питере . В это время в Армении создается музей Современного Искусства, во главе которого стал известный, в общем, то в худмире человек –Г.Игитян. Художникам дали возможность творить все, что взбредет в голову и более того – закрывали глаза на частную реализацию работ при одном условии – вне политических моментов и это условие соблюдалось практически до самого конца власти. Место кстати выделили не в каком то закутке, а весь первый этаж большого семиэтажного дома на одной из центральных улиц города. Вообразите теперь, что помимо места для выставления независимых – какой простор для развития подрастающей молодежи. Да им и не нужно было уже чужих примеров – все было перед глазами и свое – и солнце, и работы, и мастера.

 

        

 

                 Г.Игитян                               М.Аветисян                         А.Акопян                                    С.Хатламаджян                                В.Галстян

 

Перечислю только несколько основных художников пост Сарьяновского периода. (Сарьян здесь как бы особняком – из него в принципе все вышло, но он типа Адам или Моисей – как бы отделен от остальных) – Минас Аветисян, Мартин Петросян, Акоп Акопян, Сейран Хатламаджян,Вруйр Галстян – каждого свое отдельное и в то же время связанное и именно через цвет. Группу можно продолжить, к тому же и следующая шеренга не так уж далеко отстоит от первой. Живопись в Армении приобрела массовость – примерно как в России поэзия, и даже сверх того.
Такова краткая характеристика состояния АЖ во второй половине 20 века. Далее желательно конечно хоть какое- то первичное ознакомление с работами приведенных товарищей или хотя бы первого из них ( но не зацикливаться на работах последнего периода жизни и творчества).

arNika Спасибо, в общем - понятно. Но есть вопросы: ЧТО именно передаёт цвет в АЖ? Впечатление художника или его отношение к объекту? И о чём в большей мере говорит произведение - об изображаемом объекте или о субъекте (художнике, его мировоззрении)? И есть ли определённое понимание, какой цветовой гаммой какое ощущение передаётся (светлое-тёмное - более менее понятно, а вот изумрудная зелень или бирюза?). А дальше - вопросы по форме: даже, если форма - не главное, но, поскольку она присутствует, то какую-то смысловую нагрузку, всё же, несёт...Работы армянских живописцев я попробую разыскать, но... хотелось бы предметно поговорить на примере Ваших авторских работ, которые я уже видела .

 

Hoff Мои авторские работы - далеко не АЖ. АЖ - это часть школы, чтобы хоть как то говорить о них, надо на это сперва выйти. Вопросы относительно цветовых гамм по АЖ не имеют смысла - как европеец и традиционалисты видят форму, так там видят цвет. Разумеется, есть на этот счет теории, но не это главное. Вспомните Ван Гога - он ВИДЕЛ, а не ЗНАЛ. И это не фикция и слова. Есть люди, которые умеют писать правильно, не зная при этом правил - они чувствуют слово.

 

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.
Автопортрет
    
Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1. 
Терраса ночного кафе в Арле
 
Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1. 
Звездная ночь

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 Пшеничное поле с кипарисами  

 

arNika "Я так ВИЖУ" - с этого мы начинали разговор об АЖ. Но как оценивать и ЗНАТЬ, "видение" какого автора предпочесть? Почему Ваши работы не АЖ, если это Ваше видение, а Ван Гога - АЖ, когда это - его видение? Как можно сказать - этот ПРАВИЛЬНО ЧУВСТВУЕТ, а тот - неправильно. Тут - или чувствует или нет, по-моему. Но у меня вопрос к Вам - ЧТО чувствует абстракционист?

 

Hoff Куча непонимания.1) АЖ - живопись в реале, у меня - в компе, это разные невзаимозаменя- емые вещи, не говоря уж о технике исполнения. Что возможно у меня абсолютно невозможно в АЖ и наоборот. Речь о том, что из чего вышло.2)Ван Гог не АЖ - он не армянин и совершенно не похож на АЖ. Речь о том, что он передавал то, что видел и ощущал, то, что считал правдой, а не прикрывался этим словом после - художник работает, как полагает правильным, но потом не бравирует этим. Он просто дает миру, не заботясь о последствиях. В АЖ - примерно тот же принцип, разумеется, не без примеси меркантилизма, но последнее- не основное.3)Никак нельзя сказать - каждый чувствует как умеет. Потому меня и интересует у всех - какое это производит впечатление в целом , а не как кто понял это 4)Не знаю, что он чувствует, я не абстракционист. Но честный абстракционист что- то да чувствует, иначе он не напишет картины. Мы можем это понять, можем понять по- своему, можем не понять вообще - Богу это без разницы.

 

МОНАХ По мне абстракционист ничего не чувствует, когда ваяет, он это может делать и с закрытыми глазами... Кистью, как и коровьим хвостом водит сам Всевышний...... Только разница между этими двумя объектами большая... Абстракционист может увидеть вселенную в божественных мазках...... А, корова, может только возжелать смачно откусить, произведение своего хвоста....... Как не крути........ Всё дело в смотрящем и видящем, а передатчиком может быть даже ветер рисующий веткой по песку или мороз со своими ажурными окнами

 

arNika То есть - ты считаешь, что абстракционистом, фактически, является каждый, кто делает сам не зная что, по принципу: если он не знает - то ТОТ, кто знает - имеет это знание от Бога? Или, как вариант: одному Богу известно!

 

МОНАХ Абстракционизм, это разговор с Богом без посредников. Я рисовал....было время......... росчерки, линия.......... и её не меняя и не отрывая карандаш от бумаги дорисовываешь детали....... и получается картинка........ так гадать можно.......информация идёт свыше.... я уверен. Вот давай попробуем........ у тебя есть стандартные проги, POINT.... и возьми начерти кривую с закрытыми глазами и пришли мне. Думай, о чём хочешь, спросить и увидишь, как это любопытно....... поговорим с Богом.

 

Hoff Прошу обратить внимание обоих на одно следующее обстоятельство. Арнике я уже говорил, относительно собственной экспозиции. На данном этапе меня интересует именно общее впечатление на фактически неподготовленного зрителя, не вдаваясь - понятно ему или нет. Все равно сейчас мало кому будет доступно понимание. Без приятности общего впечатления у определенного процента зрителей все это не имеет шансов на выживаемость, какие бы идеи в это не были вложены.Бесконечно духовная музыка Штокхаузена на деле никому не нужна - при огромном духовном вложении в материал она просто не читается.
Мне сейчас важны именно не ахи-охи и не ругань, а уровень приятности .(как подтверждение жизненности-все как и в обычной жизни).Так вот у хвоста коровы при всем духовном усилии нет никакого будущего - нужно еще что то. 

 

 Из работ Хоффа               Sonne, halt über Gavaon!

Стой, солнце над Гаваоном

 

arNika Виктор Хофф- кто Вы в душе ?

 

Hoff Как это не странно, но снова Виктор. Ну, а в душе – купающийся

 

arNika Приятность есть. И цвет и форма вполне приятны, а Автор - слов нет!

 

Hoff В стихах это было бы любопытней

 

arNika

Приятна глазу цветовая гамма
И формы ласковый изгиб,
Мой быстрый стих - как телеграмма
Гонец-доставщик же чуть было не погиб

 

Hoff

И кто гонец Ваш этот шустрый?
Опять какая нибудь тень призрака дедушки Гамлета?
Бежит и все никак не добежит.
Как бы не вышла б история с ухом в саду на исходе лета.
Сюрреалист , абстракцинист или всего лишь автор сюжета?

 

arNika

Не шустрый" этот - интернет,
Но, извини - другого нет!:)))
Пока же мне совсем не ясно -
Изображено ЧТО столь прекрасно
Рукою Вашей и заботой
На полотне "Навин", работой
Гордиться можете, и всё же -
Я не пойму: на что похоже?
Сюрреализм? Абстракционизм? Символизм? Экспрессионизм?

 

Hoff А Вам обязательно надо приклеить какой то изм. Вообще-то, его нет. А чтобы понять, что это, надо прослушать курс до конца. Мы, же, пока и первой ступени АЖ никак не одолеем. Ночью будет Урок 2, но от Вас мне надо знать, есть ли у Вас элементарные понятия о Китайской Книге перемен и Гексаграммах?

 

arNika Есть. Как вариант - можно здесь же новую ветку создать.

 

Hoff Не против. Утром как раз и задам тон комментарием. Я думаю, найдете без труда. Кстати видели у хозяина Сарьяна ?Или сейчас подумал - откройте Вы и пошлите весточку - по ней выйду утром. Я вроде становлюсь знакомой фигурой , что не очень улыбается в данном случае

 

Hoff что, ж, эта точка зрения тоже имеет право на существование, но вряд ли на выживание, тогда как абстракционизм Мондриана (осмысленный) имел в дальнейшем даже свое практическое применение

       

Мондриан

 

arNika Что такое Осмысленный Абстракционизм Мондриана и какое его практическое применение?

 

Hoff Самое известное - цветные витражи. В принципе он их и рисовал. Все дело - в выборе конкретных цветов

 

arNika То есть - он вполне осознанно выбирал определённые цвета, которые определённым образом пропускают свет и в результате получается определённое цветовое освещение помещения...

 

Hoff В ряде работ можно сказать и так. Насколько помню, у него была на этот счет была даже какая- то теория

 

МОНАХ Видов НАИВНОГО искусства великое множество.....мне кажется, отметаем однозначно:

 

 

 

Сарьяна ( это совсем не абстакционизм или кубизм)

  

Джанфранко Бенчини ( тоже примитивизм).

А вот чистая абстракция:

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1. 

 

 Hoff  Ну, Рома, меньше барабаны слушай- на слух действует. Нижние двое - это и есть примитивисты. А Сарьян - это Сарьян. До него любому французу далеко - троих только знаю - Сезанн, Ван Гог и Дюфи.

 

 Сезанн Игроки в карты

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1. 

 Сезанн . Гора св.Виктории

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

  Сезанн. Купальщики

 

  Дюфи Залив в Сан-Андресс

 

 

 

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1. 

Дюфи

 

МОНАХ  И из них ни один абстракцию не ваял..........пусть у меня уши от барабанов заложило, но не глаза же!

 
Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 Сарьян.Фрукты

 

Hoff  Рома, а кто говорит, что это абстракция - только от тебя и слышим. Но это - не примитивизм, а тончайшее понимание и ощущение цветовых оттенков и компоновки композиции.

 

arNika Тогда вопрос: а в чём Смысл и Значение АЖ, если - "без разницы"? Что это искусство даёт, в чём интерес (кроме меркантильного)? Ведь самовыражаться, НЕ ЗНАЯ, что ты этим выражаешь и не придавать значения тому, как тебя поймут - это... НИЧЕГО, ставшее ВСЕМ.

Или - ВСЁ, ставшее НИЧЕМ. Это - без наезда, чисто от отсутствия ясности

 

Hoff  В искусстве, как и в математике, стороннему всегда неясно в той или иной степени. Известен Вам, например, факт, что точек в отрезке прямой ровно столько же, как и во всей прямой, включая этот самый отрезок? А между тем меж математиками это даже не подлежит обсуждению, как очевидный факт. Но это не значит, что какой то из математиков вдруг начнет говорить чушь в расчете на то, что большинство населения все равно примут его суждения на веру.

 

arNika Сей математический факт мне ясен: и отрезок и прямую определяют две точки, а вот АЖ мне надо прояснить

 

Hoff  По математическому моменту - никаких 2 точек - через 2 точки можно провести одну прямую, но она бесконечна в обе стороны. Это раз. А АЖ надо или посмотреть или принять на веру; мы рассуждаем о вполне конкретной сюжетной живописи (рисунок есть, но он, скажем так, как у Матисса. Фигуры Вы как правило видите и однозначно определяете) как об абстрактной, да еще в абстрактных выражениях. Напомню – это, всего лишь, 1-ая начальная ступенька для объяснения феномена экспозиции - что же будет потом? Найдите хотя бы Минаса Аветисяна, хотя лично мне он нравится меньше, но он очень характерен для понимания всего феномена.

 

                                         

 

                                                                Матисс. Разговор                                                           Матисс. Танец

 

  Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

 Матисс. Рыбки

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.
Хофф. Сиртаки

 

arNika  Экспрессионист, а вовсе не абстракционист. С цветом - там понятно, и формы вполне ясные.

 

Hoff  Так про абстракционизм Вы с Ромой мне тут приплели. Скользкая, между прочим тема, вместе с сюрреализмом. Часто под этим понимают совершенно другие вещи ими не являющиеся. К примеру - символизм.

 

arNika  Меня интересует конкретно Ваш Навин. Что это?

 

Hoff  Их там несколько. Хоть и забегаем вперед . Но идя навстречу пожеланиям трудящихся, скажу – красно-коричневая масса с выдвинутой кверху рукой - это Евреи и Иешуа Навин во время войны под Гаваоном. Он останавливает солнце и евреи одерживают победу (это все Библия... а солнце - в правом верхнем углу). Но это должны увидеть Вы по подсказке надписи, а не слушать мои объяснения. Вы можете увидеть и другое - это работа зрителя и она тоже права. Это как в музыке - вы слушаете звуки (приятные) и что то себе представляете, не обязательно совпадающее с мыслью композитора.

 

arNika Задачу конкретно затрудняет незнание истории Иешуа Навина и событий под Гаваоном.
Но образ понятен.

 

Hoff  Библия. Книга Иисуса Навина. Сразу после 5 Книг Моисея.
Но дело, в общем, двигается, похоже, быстрее. Все равно для полного понимания ночью вкратце опишу мою "школу" и связь с Китаем. Обо всем этом, поверьте, писать очень непросто - ведь здесь можно говорить до бесконечности, а главное- сам связь видишь, а как это передать письмом - тот еще вопрос.

 

arNika Стихами всегда получается короче.

 

Hoff Ну, талантами Бог обделил

 

arNika А не надо прибедняться... Что есть - то есть.

 

Hoff Скромность - сестра таланта, а следовательно - скрытая гордыня

 

Hoff  И еще раз на ваш вопрос в начале про АЖ. Представьте себе - это понимается и довольно широким кругом не только "посвященных". Что дает- не знаю. Надо смотреть сам предмет. Зная - он знает,но только не в заученных формулах. Накладывая мазки рядом, он видит - так это или нет. Никакого предварительного знания об этом ему не нужно, он чувствует цвет, как музыкант слышит, к примеру, ноту (интервал). Прошу учесть также, что АЖ - это уже устоявшийся факт и не единичный, а целая школа, насчитывающая 40 лет существования. Это уже Мир.

Работы армянских Мастеров живописи
Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.
М.Аветисян

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.
М.Петросян

 

С.Хатламаджян

  

В.Галстян

 

ОТНОШЕНИЕ К АРМЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ. КИТАЙ

 

Hoff Мое отношение. Я в этом соку варился. Учитель мой – наш сосед. Оригинальная была личность. Армянин, откуда- то с Ближнего востока (Каир, кажется...) Писал изумительные натюрморты. Просто гений умбры и охры. Чем- то не сошелся с местным и его в свои так и не приняли. А жаль… Все это богатство уехало в конце концов в Америку, где вряд ли найдет спрос – Голландский натюрморт исполненный в оригинальном мастихином стиле. Такое я нигде не встречал ни до, ни после. Учил он весьма оригинально. Обычно, он на все лады нахваливал то,
что я приносил напоказ. Но, иногда, устраивал невообразимо жуткие разносы, что меня очень огорчало. Поскольку этого удостаивались, как правило, работы, которые, как я считал, мне удались особо. Значительно позже он признался как- то, что подвергал всестороннейшему разносу именно то, что заслуживало внимания. На халтуру, же, не жалел похвал. А что там скажешь? Оправдывался он, смеясь. Только и остается, что похвалить.

 

arNika Это больше философия, чем прикладное искусство. И самовыражается здесь мировоззрение, а не человеческая Самость.

 

МОНАХ Это мне понравилось больше всего

 

Hoff Виночерпий рядом, но стакан мой пуст,
Видимо, довлеет впечатлений груз...
Надеюсь, не утомил пока? Просто, не представляю, как еще можно подойти к теме.
Осталось, наверное, еще одна вводная часть по музыке (хотя в этом я не ахти) и,
наверное, можно будет уже сделать попытку представить, собственно говоря, сам вопрос.
А про Сарьяна промолчали...

 

arNika У Сарьяна очень разные работы. Есть тщательно прорисованные, а есть - набор ярких цветных пятен. Вот вторые неожиданно впечатлили меня больше. Чувствуется Ваше влияние. Ещё немного и начну осознавать - ЧЕМ меня это впечатляет.

 

Hoff За мое влияние на творчество М.Сарьяна - особая благодарность.

 

arNika Ничего не знаю о Вашем влиянии на творчество Сарьяна, но от меня - огромная благодарность за Ваше влияние на мою "темноту". О! Великий Просветитель!

Смотрю, что вы комментируете не продукт, а его воздействие на меня. Ребята, предупреждаю - я не пьянею.

 

МОНАХ От сумы и от опьянения не зарекайся.

 

arNika Что ж - посмотрим, кто кого... Я-то умею превращать вино в воду

 

Hoff Это умеет каждый лавочник

 

arNika Анализируя получаемую жидкость, выясняется, что состав её при этом сильно различается.

 

Hoff На то и существуют поликлиники - анализы проводить.

 

arNika Во-от! Но дело-то в организме, который превращает вино в воду... По-разному можно превращать, как оказывается... Один в результате оказывается "мертвецки пьян", а другой - "оживает прямо на глазах". У меня - второй случай, но это - в случае, когда изначально "труп - трупом".

 

Hoff Хотите верьте - хотите нет, но в вопросах, не связанных с живописью, этот человек был весьма далек от любого мировоззрения и любой философии- мещанин, коих миллионы.

 

arNika Быть философом - это иметь своё мировоззрение, свою точку зрения и желание заниматься осознанием всего в жизни. При этом - совершенно неважно, что ты мещанин или свободный художник, или духовный учитель. Это - вещь в себе.


Hoff Вы его не знали. А это - общие слова. Там не то, что мировоззрения, но и точки зрения никакой особой не было. Пока дело не касалось краски и мастихина.

 

arNika Если Вы не видите, не значит, что этого нет! Откуда тогда, скажите на милость, всё берётся, когда "дело касается краски и мастихина". Рома уже высказал мысль, что "человек - инструмент в руках бога", такой же, как "кисточка", или "мороз, рисующий на стекле". Но ведь Бог абы чем шедевры создавать не будет?

 

Hoff Бог если и есть, то до человеков ему дела нет. Вон она Вселенная, какая большая. Не китайцы, же, мы в самом деле : "И был назначен после смерти Богом города Чэнду".Человек просто работал и знал свое дело. Гораздо больше Бога было в чиновнике, возлежащем на диване - кто из божьих посланцев у него не перебывал, начиная с кришнаитов!


arNika А если немножко поменять угол зрения? "Частичка Бога - в нас"... Эта "частичка", как "зерно" в почве нашего сознания и оно "взращивается", тянется к свету, пока не начинает себя осознавать Деревом. Условно -"Дерево" - оно и есть Мироздание (Вселенная), Бог всего.
Полагаю, от должности уровень сознания не зависит, а вот должность от уровня сознания - напрямую. Причём, выражается это не в "месте", а как человек "красит" это место Министром можешь ты не быть - но человеком быть обязан!

 

Hoff «Кто есть человек?» - хмыкнул бы Пилат и рук бы даже не помыл. Ну превратимся мы в это дерево ,а дальше что? А если это дерево в свою очередь частичка другого дерева ... извиняюсь, но это попахивает дурной бесконечностью или бесконечной библиотекой Борхеса. Бог, если он есть - то Люцифер приятнее.

 

arNika Если Бог - бесконечность, то Люцифер - точно - его конечность. Тоже, впрочем, бесконечная...

 

Hoff Ну, это все можно и перевернуть. По Мережковскому Сатана вообще старше Бога, т.е когда так уже поворачивали. У Зевса тоже были какие то сложности с папашей - то ли он его съел, то ли папаше позавтракать не удалось. Как видите, мир не без добрых Богов. Ну, а то, что он проделал с Иовом - фирменное свинство.

 

arNika Как всякая женщина - люблю посплетничать по поводу "звёздной семейки". Но, у нас-то всё "по образу и по подобию", или даже наоборот - о Большом судим по себе, малым..

 

Hoff Это все слова. Вопрос еще - кто по чьему образу и подобию? Да и звездные семейки все какого то местного разлива с национальным оттенком. У китайцев оно как- то даже честнее - Бог города Чэнду.

 

arNika А чем "Бог города Чэнду" честнее китайцев? Или китайцы - честнее кого бы то ни было? Они совершенно не случайно всё время хитро-прехитро щурятся . Очень тонко умеют обвести вокруг пальца, но делают это честно.

 

 

Hoff Вторая часть художественного так сказать образования – буквально штудирование работ импрессионистов и далее всего – до середины века, а потом и назад – до Пуссена и Энгра.
По иллюстрациям в художественном кабинете Республиканской Библиотеки. Каких только книг, оказывается, не издавалось на эту тему в СССР! Вместе с жизнеописаниями в альбомах
буквально - все. Информация имелась даже по любимым нашим любезным хозяином абстракционистам. Все это до сих пор ношу в себе.
Китай… От Китая – вынесенная идея борьбы светлого и темного начал, как равных друг другу Противоположностей. Объяснить какую это имеет связь с Книгой Перемен – сложно.
Здесь метод клин клином или точнее, куча знаний, каким то образом переваренная подсознанием и преображенная в моментальное узнавание образа, когда, вдруг, говоришь себе – не знаю почему, но это именно то, что надо! Стоп,кадр,ты прекрасен!

И странная , почти мистическая связка. Вряд ли Вы и слышали об этом человеке –Ихмалян. Мало кто о нем знает и в Армении (имеется в виду Советская Армения). О теперешней и говорить не стоит. Сам я оказался на выставке его работ совершенно случайно. Она проходила чуть ли не в вестибюле какого то крупного НИИ и не имела никакой связи ни самим этим НИИ,

ни с художественным движением в республике (не пришелся ко двору!). Впрочем, как я понял, сам художник не особенно и не стремился к этому. Армянин, некоторое время проживший в Китае, с работами, не имеющими ничего общего абсолютно ни с чем, разве что эстетикой чаньского и даосского толка. У него цветовое содержание находило себе выход в том или ином зримом узнаваемом объекте. Грубо говоря, сначала у него было красное и лишь потом оно становилось Красной рыбой. Больше о нем я никогда и ничего не слышал. Кстати, он очень понравился и моему учителю, хотя сравнивая их работы такое предположить было непросто.


arNika Образ создаётся из...Ничего, что заполняет собой Всё.

 

Hoff Ну, нельзя сказать что из Ничего - это скорее, другой мир с другими понятиями.

 

arNika Согласна, этот другой, параллельный мир, как бы кисточкой "втягивается" в наш мир и становится зримым в созданном образе. Пусть это будет Красная Р…

 

Hoff  Ну, скорее, они всегда существуют бок о бок и иногда дают о себе друг другу знать. Разные культуры в сущности одного и того же. Говоря мистически, я лишь имел в виду уникальность момента. Один из моих знакомых, облюбовавший в качестве основного жизненного места диван в гостиной говаривал - я не ищу книг. То, что мне нужно, приходит ко мне само. И самое странное, что, действительно, все так и было. Диван этот цел до сих пор.

 

arNika А знакомый?
Я так думаю, что человек наполнился тем, что "приходит само" и ушёл, а диван, как был диваном - так диваном и остался (ему жить и жить!. Как вариант, если бы знакомый не лежал на диване, а делился приходящим с другими - делом занимался, то тоже мог бы жить... иначе.:)

 

Hoff Да он неплохо лежит до сих пор. Устроился помощником министра (чуть ли не премьера) в суверенном государстве в трех минутах ходьбы от дивана и продолжает с успехом возлежать. Все остальное - как у людей.


arNika Значит, хорошо лежит: "царствуй, лёжа на боку", пока жареный петух не клюнет. Это надо уметь - действовать при видимом бездействии. Водолей, наверное.

Hoff Не.Что- то там в мае. Помощник министра это не наивысшее его достижение на диване. Он умудрился 5 лет руководить предприятием, расположенном в 90 км от Еревана, все на том же диване.

 

arNika В мае - Тельцы. Эти - практики, и обычно, что называется - "засучив рукава". Если кому-то из тельцов удалось "засучить мозги" - это... нет слов!!! Восхищена незнамо как.

 

Hoff Помимо Цзин в формировании художественного восприятия немалую роль сыграли и другие классические каноны – Книга Песен, Дао дэ Цзин, философ даос Чжуан Цзы. Последним одно время я, буквально, зачитывался до дыр на отпечатанной копии еще на ротопринте. Эстетика Чань и сборники изысканных китайских, частично, японских поэтов, жесткая, и суровая Эстетика Дзен. Но основное, что вдохновляло в творчестве, несомненно,

И ЦЗИН, с которой, по иронии судьбы, я познакомился позже всего остального. Всего лишь лет 30 тому назад. Пишу здесь об этом, чтобы указать на то, из какого багажа все это вылезло. Как именно? Сказать не возможно, что находится в полном соответствии с эстетикой Чань и Дзэн.

 

arNika Да, это, скорее чувствуется и осознаётся, чем... можно потрогать. Восток - дело тонкое...Чувствуем.

 

МОНАХ молчу и внимаю

 

arNika Тут важно, чтобы ты осознавал это, как хорошее вино - цвет, аромат, консистенция, букет... Молча набулькаешься... Слово молви, внимая.


Hoff Лучше разливай и поделись, с чего, вдруг, лик ясный сменил на обезображенное пузо?

 

МОНАХ жарко.... было на меня смотреть и народ велел раздеться

 

arNika Связь проста: перемены - есть следствия, результат "борьбы" "света" (осознания) и "тьмы" (неосознанного). В Книге Перемен пункт от пункта показан процесс роста осознаваемого. Автор (читатель) - осознающий, в Книге - сам процесс, ДЕЛАНИЕ.

 

Hoff Возможно Вы и правы, спорить тут не берусь .

 

arNika Тогда у меня вопрос: а что по-Вашему Книга Перемен? И что для Вас содержится в понятия "свет" и "тьма"?

 

Hoff Боюсь это непередаваемо. Наверное, лучше всего это выражено в известном даосском символе Дао. Но это вполне реальное ощущение. Могу заметить, что свет - необязательно положителен, как и тьма не обязательно отрицательна. Наверно, какое-то понятие могут дать об этом 1 и 2 Гексаграммы Книги Перемен, но приблизительно- весьма и весьма… Я не бравирую, поверьте. Действительно - не знаю, как.
Ну, а Книга перемен и есть Книга Перемен, т.е изменений и развития 64 фиксированных состояний. Это, если, коротко.

 

arNika Всё передаваемо. Тем творческие люди и занимаются - передачей чувств, мыслей, ощущений образами. Тут уже вопрос - кто как эти образы воспринимает. Но - не последнее дело и для творца - донести. "Положительно-отрицательно" применительно к "тьме-свету" мы обсуждать не будем, проще и правильнее остановиться пока на том, что "тьма - есть отсутствие света", хотя и с этим можно поспорить. Если мы света во тьме не видим, то не значит, что его там нет. В известном даосском символе - это круглые точки - оси (светлое во тьме и тёмное в свету).
А, вообще, мне кажется не случайным, что мы начали с "рыбы", именно этот символ был в обиходе у Иисуса, он подозрительно напоминает по форме египетский Глаз (Всевидящее Око), а если вглядеться в это Око - там ещё есть и круг с точкой...


МОНАХ Идущий по тропе ДАО........ в конце пути уверен......что нет белого и чёрного....... плохого и хорошего..........есть просто постоянная смена позиций, что движение и есть жизнь
Это движение............ книга вечного движения...........книга перемен

 

arNika Успокоил... Учитывая, что я иду не к этому, а от этого... Я иду в обратном направлении?!!!!!

 

Hoff Идущий по пути Дао приходит к пограничной заставе, после чего его след теряется. Тигры съели в джунглях.

 

arNika "... к пограничной ПОДСТАВЕ, «после чего след теряется.» А, если человек, идущий по пути Дао, учится у Пути - он обходит любые подставы. И тигры ему не страшны. И след его не теряется."

 

Hoff Человеку, который идет по пути Дао, должно быть все равно- съест или нет его тигр. Главное - достичь просветления хоть в зубах у тигра.


arNika Так по этой причине и "тигры ему не страшны". Это же не потому, что тигры его не могут съесть. Съедят, как любого. Но это уже будут совсем другие тигры - тигры, идущие по пути Дао. Как "за что аборигены съели Кука?" - "Чтоб умным, смелым стать на вроде Кука".

 

Hoff Вряд ли… По моему, они еще до сих пор жуют Куков.

 

arNika А по-моему, или "Куки" уже не те - "идущие путём Дао", или тигры - уже "не те"...

 

Hoff Куки- они всегда Куки, для того, чтобы их ели. Тигры, медведи или клопы и тараканы - без разницы.

 

arNika Чувствуется, время - к обеду.

 

Hoff Неужели по лекциям больше нет вопросов? Вы поняли, к чему тут приплетен Ихмалян?

 

arNika

Не знаю,
можно ли быть счастливым,
правду перенося на бумагу,
но знаю –
искусству это доставит счастье.
Греша против истины,
художник обманет иного зрителя,
но не обманет
себя.

(Жак Ихмальян) 


Hoff А говорили- не знаете. Я, к примеру, даже после Вашего стиха не уверен, тот ли это Ихмальян.

 

arNika Родился в Стамбуле в 1922 году, похоронен в Ереване в 1989, кажется…

 

Hoff Тогда скорей всего - тот. Хоть и не имеет значения, но приятно узнать.

 

arNika И ещё - он был философ, художник и поэт... и армянин. И Мудрец. И, вообще - родственная душа. Нам. По духу.

 

Hoff Ну вот, опять в души. Прям, душевая какая-то. Кроме того, что он был армянином и жил в Китае, я ничего о нем не знаю. Но, если бы я не видел работ, то до сих пор бы мучался вопросом, как совместить в себе несовместимое - армянский цвет и китайскую эстетику. И выдавал бы на гора чепуху, заведомо зная, что это чепуха. Сейчас я хотя бы не знаю об этом. Это связка.

 

arNika А-а... теперь я поняла! Хотя мне и странно это слышать от Вас... Вы, стало быть, взяли у него только это - "армянский цвет и китайскую эстетику"... Но каким образом он "совместил несовместимое" Вы особенно не докапывались... А он был поэт - он ещё и слова нам оставил, которыми всё объяснил..., и философ был - значит и особая философия в его работах и стихах. Знать бы это.

 

Hoff Все это не важно. Он дал толчок, возможно совершенно не осознавая этого. Или осознанно. Не имеет значения.
Имеет значение только толчок. Примерно, как яблоком Ньютону по башке заехали.

 

arNika Как это так?! Всё имеет значение... Толкнул и - чтоб неважно было куда? Может, он-то сам совсем и не туда толкал, а то и вовсе никуда никого толкать не собирался.... Сидел себе человек тихо, малевал, как бог на душу положит, философствовал, стихи пописывал... И здрасьте! Оказалось - толкнул Виктора Хоффа невзначай! И Виктор наткнулся на золотую жилу в виде ярких солнечных красок на тонком льду китайской философии... Скользкая дорожка, если не понять на чём она держится.

 

Hoff На этом лезвии держится весь мир, а Вы Хоффа только видите. И какое там к богами и чертям познание зла или добра? Все скользит и на месте Ихмальяна мог оказаться цитатник Мао Цзе-Дуна. Вы бы и Великого кормчего мне приплели. Кстати, есть его портрет, сейчас размещу тут, после этого сообщения. Я, же, просто сообщил, что явилось для меня связующим в этом деле, и подчеркнул, что личность Ихмальяна в этом замешана лишь постольку, поскольку. В Китае он что-то там такое намалевал, что оставило на мне такое то воздействие. Тут один полунормальный башкир с первой экспозиции письма все слал, уверяя, что работы
помогают ему ...больных лечить!!! Так я ж не медицинский справочник составлял для башкир. Но это для него оказалось такого рода толчком.

 

Виктор Хофф. Диалоги об искусстве. Арника. ч1.

Из работ Хоффа Мао Цзэ Дун

 

arNika А что... Чем не "фонтан цвета"? Вижу и "свежую струю"...: И источник - Свет... Вот только китайцы здесь с какого боку? Вокруг - тёмными пятнами? Точно - и китайская философия в голове, и со всех боков - Китай. А зелёные вкрапления, не иначе - Советская Армения? И чуть-чуть тёмного - не всё типа "ясно", есть и "тёмные пятна"...:

 

Hoff Все Вы как-то любите усложнять - зеленое пятно - кусочек штанов великого кормчего. Все остальное - он сам в кресле. Светлое пятно - окно, возможно, распахнутое. Просто, просто- все. Ну, и тужурка синяя. Вот и все. А Вы, разве что, билета в Ереван не купили!

 

arNika Я рассматривала ЭТО, как портрет Ихмальяна. Интересно, чем это они так похожи с Великим Кормчим?;)

 

Hoff Не знаю.Ихмальяна я никогда не видел.(А стихи понравились - чувствуется, жил в Китае)

 

arNika //ihmalian.narod.ru/ - посмотрите.

 

Hoff Ссылку забрал .Оставляю взамен тупой опус написанный на рабочем месте, когда еще часто туда ходил
(лежал в том же файле, куда впихнул адрес)

Бухгалтерия – суть форма проявления человеческой глупости в наиболее зашифрованном от непосвященного Разума представлении. Являясь отпечатком слепой Воли творящего субъекта (главного бухгалтера в текущем исчислении) она в то же самое время включает в себя все грани сознания данного субъекта, а посему неисчерпаема как электрон Ульянова или баобаб в самом сердце Сахары.
Итак, кто такие главные бухгалтера и как они воюют с производственными отношениями в условиях трудового волюнтаризма? Владимир Ильич Ленин (Ульянов), путая в свое время бухгалтеров (тогда их было мало-примерно с полдюжины на уезд – меньше чем сельских врачей) с социал-демократами и Ф.Керенским, мудро подметил особенности национальной гнилой стены (Пни – и она развалится) что послужило основой Баланса РСДРП (б) за третий квартал 1917 года.. Баланс, однако, был отклонен Временной Налоговой Инспекцией, что и привело в конечном итоге к ее свержению с последующим утверждением Баланса на 2-ом Чрезвычайном Съезде Рабочих, Крестьянских и Солдатских Советов. Все последующие попытки международных налоговиков, а также местных самозваных производственников (см. автореферат» Горбачев и бездельники») привели только к падению производительности труда и увеличению расходных материалов до уровня удвоения ВП в рамках одной отдельно взятой фирмы. При этом отмечу, что баобаб как стоял, так и стоит себе на страже песков пустыни чахлой и скупой (А.Пушкин)
Вот так Баобаб!

 

ar

Комментариев 1

  1. + -
    0
    wiktoria.vl. Офлайн 15 августа 2011 20:51

    Спасибо! Интересное обсуждение!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Яндекс.Метрика