Приглашение к белому вальсу

+ -
+58

Приглашение к белому вальсу

Приглашение к белому вальсу

 

Белый танец, белый танец…

Как же это? Так нечестно!

Где ты, русский мой афганец?

Ждет тебя твоя невеста…


     С этим справиться было просто невозможно! Ком в горле, спазм, слезы ручьем…я сбилась со счета, сколько раз начинала петь, а до конца дойти не могла…


Возвращайся, возвращайся

От обугленной границы…

Не могу я в белом вальсе

Со своей бедой кружиться…


     Но я значительно продвинулась вперед! Раньше и до второго куплета добраться казалось нереальным, а теперь вот уже финал не за горами… Так, еще раз сначала…


Слезы невесты во вдовье проклятье

Вдруг превратились так просто и страшно…

Будьте вы прокляты, белые платья,

Белые флаги надежды вчерашней!


     Слезы, слезы, откуда же вы беретесь? Откуда-то из самой глубины сердца… Вот и на студии во время записи приходится останавливаться, пить воду, дышать… чтобы допеть… За пультом опытный звукорежиссер, но и он с трудом сдерживает свои чувства… все время выходит курить…

     У меня такое ощущение, что эта песня родилась внутри меня, хотя у нее есть авторы… Юрий Рогоза – известный драматург, поэт, автор песен, которые стали хитами, мюзиклов, с успехом идущих в украинских театрах… Игорь Демарин – восходящая звезда, студент консерватории, композитор, любимец публики, с 14 лет он стоит на сцене с гитарой в руках, неизменно покоряя своими песнями… И тут я…. Никому не известная театральная актриса, получившая поощрительный Диплом на эстрадном конкурсе…

     В поезде Киев-Москва не спалось…далеко не в первый раз я ехала в любимый город… но впервые на телевидение в Останкино! По приглашению самого Виктора Сергеевича Черкасова – создателя и режиссера «Песни года»! В течение полугода, проявляя незаурядное терпение, я звонила ему в назначенное время из разных городов, куда забрасывали меня гастрольные маршруты… и час икс, наконец, настал!

     В моем чемодане лежала первая звуковая дорожка, которую мне не стыдно было показывать… Все, что я до этого записывала на протяжении двух лет, меня не только не удовлетворяло, даже раздражало – я слышала там все свои ошибки, неточности и несовершенства… А «Белый вальс» получился, я была в нем уверена, но в музыкальной редакции Украинского телевидения мне с саркастической ухмылкой сквозь зубы было сказано: «Ну, про недождавшуюся русскую невесту можно было позначительней строчку –то спеть…а на украинском языке у вас ничего нет?»

     Добрые люди научили меня, что раз уж ты попал «в застенки» телевидения, то надо использовать этот шанс по полной программе – а вдруг в той редакции, куда тебя пригласили, песня не понравится? Получилось, правда, с точностью до наоборот! Я прошла еще три редакции, причем не говорила, что на записи пою я, а представилась администратором…. Ну и сказали мне в лицо все, что думали… к примеру, в телекомпании «ВИД»: «Что это за бред вы нам привезли, кто это будет слушать?»

     Сам Виктор Сергеевич был на монтаже программы, и поручил меня своим редакторам. А время было обеденное, и они ушли в буфет, да и застряли там – в Останкино всегда кормили прекрасно, и цены были символическими, посему не только постоянные обитатели этого архитектурного монстра вливались в традиционные очереди, но и все, кто залетал с коротким визитом или приезжал на съемки!

     Сижу в редакции уже сорок минут, и вдруг раздается звонок по внутренней связи. Беру трубку – голос Виктора Сергеевича: «Кто это? Ирина? Вы до сих пор еще там?!!! Сейчас я иду!» Как истинный джентльмен, петербургский интеллигент Черкасов бросает все и бежит слушать мою песню – он так воспитан: заставлять даму ждать не в его правилах…

     Зашли в специальную «прослушку» - крохотную комнатку, где помещается лишь два стула и огромный аппарат, который на скорости 38 протягивает пленку между металлическими бобинами. Закрыли за собой толстую звуконепроницаемую дверь…Я, будто профессиональный звукорежиссер, быстро заправляю пленку специальным образом – это сделать непросто, там множество всяких лентопротяжных прибамбасов – и сразу получаю комплимент от мэтра. Общаясь с радио и студиями звукозаписи с 9-летнего возраста, я уже с закрытыми глазами могла заправлять эти ленты, даже склеивать их и монтировать к ним специальным скотчем рабочие цветные кончики – в начале белый, а в конце красный…

     Мэтр слушал внимательно и неподвижно, положив худощавый локоть на магнитофон, и тонкой кистью изящно прикрыв половину своего бледного лица …


Вы, теоретики ратного дела,

Пусть это вам не однажды приснится –

Девочка белое платье надела

И перед зеркалом стала кружиться…


     После этих слов только мышцы возле скул стали двигаться… Ну, думаю, все, сейчас разгром будет! Пауза затянулась… я смотала пленку, уже начала прятать ее в картонную коробочку… И вдруг Виктор Сергеевич заговорил.

     - Видите ли, деточка… - Сердце упало куда-то от такой отеческой нежности!

     - Не понравилось?

     - Нет, нет, все очень хорошо. Сильная песня. Но эту афганскую тему сейчас на телевидении запретили строжайше! Год назад вывели войска, и все документальные материалы засекретили… Ничего обещать вам не могу, но вы оставьте свой телефон.

     Элегантно вспорхнул, легко толкнул тяжелую дверь и убежал на свой монтаж! Все! Домой, в Киев, на базу… надежд практически нет…

     Через две недели звонок, вызов на съемки!… Потом выясняется, что Виктор Сергеевич подумал-подумал, и никого не спросясь – он имел такое моральное право, это была его авторская передача - решил вставить мою песню в очередной ежемесячный выпуск программы, и все! Мне оплатили дорогу, гостиницу, даже небольшой гонорар…

     А дальше (я узнала об этом много лет спустя!) после съемок компетентный Художественный совет выбирал песни для заключительного новогоднего выпуска «Песни-90» - туда отбиралось самое лучшее… И воевала там за меня Валентина Васильевна Толкунова… Скромный человек, она никогда не рассказывала мне об этом, хотя мы с ней общались на протяжении почти двадцати лет, вплоть до самой ее смерти… Но как-то пришлось к слову, и она приоткрыла мне события многолетней давности! И вышла я на съемку в Новогодней передаче рядом с Игорем Тальковым, рядом с известными артистами нашей эстрады… И проснулась на следующий день знаменитой.

     Без «Белого вальса» не представляли себе своих мероприятий наши герои войны в Афганистане, песня стала очень популярной, звучала на всех радиостанциях (впервые на «Маяке»), возглавляла хит-парад газеты «Вечерняя Москва», а отдел писем на улице Королёва,12 был завален мешками со зрительскими заявками и восхищенным отзывами…

     После исполнения песни не только воины-интернационалисты, принявшие меня в свое «Боевое братство», но и все военнослужащие стали называть меня «сестренкой». Это для меня самое почетное звание, которое я имею. Я тогда еще не могла себе представить, что через несколько лет наши мальчишки перед боем будут слушать «Белый вальс» на чеченской войне…Чтобы вернуться!

     Лужники, большой Дворец переполнен - 15 февраля, вторая годовщина вывода войск из Афганистана, собрались боевые товарищи, присутствует генерал Борис Всеволодович Громов… Мой выход, начинается вступление, я делаю первые шаги от кулис, и вдруг…. Грохот, будто крыша обваливается! Взглянула в зал – все встают, у каждого стучит деревянное откидное сиденье, и этот звук, умноженный на тысячи, взлетает под купол, отражается, заполняет все пространство… Пора начинать петь, а у меня предательский ком в горле… первые строчки я просто проговорила полушепотом… потом взяла себя в руки… Дошла до второго куплета… Увидела первые ряды партера - ребята в форме стоят, положив руки на плечи друг другу, и, не стесняясь своих слез, омывают ими свои боевые ордена, которые сияют на груди новеньким блеском... Снова дрогнул голос… Отвела взгляд в темноту огромного зала, кое-как собралась с духом и все же допела…


Слышите - в медь полкового оркестра

Хриплым, надрывным бемолем ворвался

Крик недождавшейся русской невесты,

Страшная музыка белого вальса?


     Эта война с собственными эмоциями продолжается на протяжении двадцати лет… каждый раз пою песню, как впервые, проживая каждое ее слово…



Белый вальс - "Песня-90"

Белый вальс - КЗ "Россия" 1999 г.

 


Белый вальс Эфир от 30.10.08.

 

От редактора: обратите внимание на опрос(голосование) на панели справа в рубрике "Ирина Шведова"

Комментариев 10

  1. + -
    0
    krasnoschokova Офлайн 26 апреля 2011 14:15

    ПОСЛЕСЛОВИЕ


    Специфика белого танца заключается в том, что дамы приглашают кавалеров, но героине Ирины Шведовой пригласить некого, потому что её возлюбленный на войне. Вот и вынуждена она танцевать сама с собой перед зеркалом - а где-то там, в афганском Зазеркалье, идёт самая настоящая война. Очень точные образы - "обугленная" граница, "Офелия восьмидесятых"...


    Ирина Шведова виртуозно ведёт свою роль по пограничной полосе между жизнью и смертью. На видео с "Песни года" хорошо заметно, что белое платье героини сверху обтянуто чёрным плащом, как будто тень непоправимого уже коснулась её плеч... Вообще, белые одежды - это символ чистоты и непорочности. И "белый танец" вырастает за рамки просто танца, это - уже ритуальное действо чистого, любящего человека. Многие юные девушки этого поколения действительно были такими! Впоследствии Ирина Шведова набрасывала на себя шинель и танцевала в шинели. Как мы видим, песня предоставляет исполнительнице самые широкие возможности для того, чтобы добавить что-то от себя к уже заложенному Рогозой и Демариным смыслу, создавая "театр в театре", один из которых - театр военных действий. Слушая эту прекрасную песню, мы вдруг с ужасом осознаём, что "теоретики ратного дела" привели в состояние войны всю страну, ибо не могут мальчики где-то воевать, а их матери и любимые оставаться безучастными, не быть мысленно рядом с ними. Поэтому фразу "вы, теоретики ратного дела!" Ирина Шведова выкрикивает в зал как "нецензурное" ругательство, подобно тому, как Высоцкий, умело заменяя слова, кричал: "Кончайте ваши опыты, гидрид и ангидрид!" И действительно, те, кто принимали решение о вводе наших войск, совсем не подумали о вдовах и матерях, оставшихся на родине.


    Казалось бы, "Белый вальс" - песня "пафосная", публицистичная. Что же делает её актуальной и сегодня? На мой взгляд, "Белый вальс" - это ещё и песня-предостережение о возможных последствиях необдуманных решений. Это песня, благодаря которой даже далёкие от военных реалий люди прочувствовали ужас потери любимых людей. И первой в ряду этих "непосвящённых" стоит сама Ирина Шведова. Она признавалась, что долго не могла... допеть эту песню до конца. Ком вставал в горле, и душили слёзы. Неудивительно, что эти "задержанные" в душе певицы слёзы производят такое стремительное впечатление на слушателя! Ирина Шведова стала "голосом" многих женщин, переживших в жизни подобную драму. Люди, на долю которых выпали суровые испытания, не могут равнодушно слушать эту величественную, героическую и благородную песню.


    Конечно, белая магия песни не требует, как в случае с проделками свиты Воланда, её немедленного разоблачения. Однако я долго думал над тем, почему слова песни и её музыка так глубоко западают в душу. И вот что я обнаружил. Песня "Белый вальс" драматургически построена очень необычно. Дело в том, что из всей песни её героине "принадлежит" только припев. "Где ты, русский мой афганец, ждёт тебя твоя невеста". А все куплеты идут от лица... повествователя, человека, который рассказывает всю эту историю. То есть, песню можно было бы спеть дуэтом в ролях. Но, подобно Олегу Анофриеву, исполнившему все роли в "Бременских музыкантах", Ирина Шведова объединяет своей личностью и рассказчика, и героиню. Более того, в куплете "Вы, теоретики ратного дела!" происходит слияние голоса рассказчика с голосом героини в едином порыве негодования. Это уже настоящий хор, сопоставимый с хором древнегреческих трагедий. Мне кажется, что и повествователя, и хор Юрий Рогоза ввёл в текст совершенно сознательно, что так и было задумано поэтом-драматургом, а не "выскочило случайно". Поэтому песня получилась такой объёмной и всеохватывающей!


    Александр КАРПЕНКО

     

    //warsongs.ru/modules.php?name=Songs&file=article&sid=3

  2. Ефимов Петр
    + -
    0
    Ефимов Петр 22 марта 2011 20:12

    Ирину Шведову я узнал впервые по этой самой песне - "Белый вальс", которая прозвучала по телевизору в далеком уже 1990-м году. Ничего сильнее этой вещи не слышал никогда! Ни до, ни после. Прошибает так, что слезы сами сыпятся, непроизвольно. Это удивительнейшая певица! Спасибо Вам, Ирина, огромное за творчество, за то, что Вы есть!

  3. + -
    0
    iarov Офлайн 5 октября 2010 06:43
    Большое спасибо за исполнение и прекрасные песни!!!
  4. эдуард
    + -
    0
    эдуард 26 сентября 2010 20:58
    побольше песен! у вас такой чудесный голос!
  5. Виктор
    + -
    0
    Виктор 4 сентября 2010 08:54
    Талантлевейшая с огромным потенциалом Ирочка Шведова Сколько раз слушал белый вальс До сих пор от песни шок и боль Песня спета на таком величайшем надрыве!!!! Спасибо тебе Ирочка что ты можешь так по настоящему пробиваться к нашим сердцам Так волнуешь наши души Низкий поклон тебе
  6. + -
    0
    nonna Офлайн 3 сентября 2010 09:50
    Талантливая, красивая, человечная! Слушала и смотрела несколько раз. Получила огромное удовольствие! Спасибо Левану Маргиани за настоящую эксклюзивную находку!
  7. + -
    0
    lmadmin Офлайн 22 августа 2010 11:30
    Цитата: Владимир Багарт
    и петь не надо, просто молчать...

    Двадцать лет назад мне тоже казалось, что эта песня о войне. И лишь недавно услышал слова, так, как они написаны и спеты. Это единственная, по настоящему антивоенная песня, из всех которые я когда-либо слышал. Как раз о любви и жизни. И "теоретикам ратного дела", совсем не вредно послушать эту песню еще и еще раз. Пока не дойдет. Хотя до них дойдет вряд ли, но петь надо. Петь надо, а не молчать.
  8. Владимир Багарт
    + -
    0
    Владимир Багарт 22 августа 2010 10:58
    Cейчас, похоже, в обществе другие проблемы, когда была Великая Отечественная, те же эмоции вызывали песни в исполнении Руслановой , Шульженко, Бернеса. Любая война - это героизм и смертные муки. Женя Родионов - святой, не снял креста своего...и если раньше, мы бы и не знали, как он погиб, то сегодня, мы можем увидеть его смерть от первого мгновения до последнего и та же боль, слёзы, бессильная ненависть и петь не надо, просто молчать...да, они все святые. Война квинтэссенция страданий и несправедливости и " Белый танец" её гениальное отражение в музыке, стихах и исполнительнице!   ...Эдит Пиаф...вся жизнь война с полиартритом, нечеловеческая боль, каждый день бой - встать с кровати, разогнуть спину, с каждымм годом, всё труднее разгибающиееся колени, кисти рук, превращающиеся в гусиные лапки и при этом сводить с ума мужчин и ПЕТЬ, ПЕТЬ, ПЕТЬ О ЛЮБВИ И ЖИЗНИ!!! Ирина Шведова, нам же не нужна война, что бы опять взошла ваша звезда!
    Вы одна из талантливейших славянских певиц, вас любят...но когда я приглашаю на свидание женщину и желая блеснуть тонким вкусом и создать атмосферу душевного комфорта, я ставлю пластинку Эдит Пиаф, а не песни о войне...Война не вечна, а любовь, да. Пойте о любви. Ищите авторов, мелодистов, аранжировщиков. Я за вас!!    Извините, за написанное, я уже вышел, но в моём мире обратил внимание на то, что вы были бы рады, если здесь оставят комментарий, вот я вернулся, написал. Удачи Вам!
  9. Лариса
    + -
    0
    Лариса 21 августа 2010 06:52
    Ирина, эта песня-боль и крик души тех, кто не дождался своих любимых с той жуткой и никому, как оказалось. не нужной войны... мне повезло, я дождалась своего мужа с той войны.. Эту песню в вашем исполнении невозможно слушать без слез и "кома в горле", как пишете вы...очень хочется слушать настоящие песни и именно  в вашем исполнении!!!
  10. Тамара Москаленко
    + -
    0
    Тамара Москаленко 18 августа 2010 12:39
    Замечательная певица!  Замечательное исполнение песни!  Огромное спасибо!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.