Об актуальности в современном русском изобразительном искусстве

+ -
+5

Что такое актуальное искусство? Соответствует ли истине утверждение о том, что станковая живопись неотвратимо становится анахронизмом? Оправдано ли мнение о том, что современный художник, пытающийся осваивать крупные темы, рискует впасть в эпигонство, «глазунятину», плакатность и лапидарность, а потому обречён на весьма невыгодное для себя сравнение с великими мастерами прошлого? Любовь к постмодернизму – это признак продвинутости, а так называемый реализм - это удел «кузьмичей»?

В попытках ответить на эти вопросы родился коллаж, который представлен вашему вниманию, а размышления на заявленные темы мы реализовали в форме комментария к коллажу.

 

 

Коллаж. Слева - Александр Косничев «У Сысоя». Справа вверху - Синие Носы «Эра милосердия». Справа внизу - арт-дуэт «Синие Носы»: Вячеслав Мизин и Александр Шабуров.

Итак, в левой части коллажа размещена репродукция картины

Александра Косничева

(р. 1970г.) «У Сысоя». Размер холста 192х227. Написана картина в 2007 году, и в том же году эта работа стала победительницей на Всероссийской молодежной выставке «Молодые Художники России» в Москве.

 

Как справедливо заметил один из комментаторов в

блоге

сообщества «Живопись и графика» на mail.ru, работа исполнена так, как писали мастеровитые соцреалисты в 70-80х. годах прошлого столетия.

 

Картина позиционируется как жанровая живопись. Может быть, автор и задумывал изобразить жанровую сцену, но даже не соприкоснувшись с подлинником воочию, а лишь всмотревшись в репродукцию, приходишь к выводу, что это, без сомнения, большое по идейно-художественному значению, монументальное произведение.

Сысой – это самый большой колокол на колокольне в Ростове Великом. В картине изображена лишь нижняя, самая широкая часть колокола. Этим подчёркивается его массивность. Церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале Богослужения, носит название «Благовест». В картине Сысой и тяжко нависает, и парит над землёй, представляя собой материальное и духовное свидетельство Благой Вести. Он один из каналов Её передачи, излияния на род людской. Тяжкая мощь, скрытая сила колокола символизируют многовековой путь, опыт духовных трудов, фундаментальность русского Православия.

Узкая, с длинными пальцами ладонь молодого звонаря, соприкасаясь с нижней кромкой колокола, ощущает его затухающие вибрации. Композиционное единство монаха и колокола подчёркивается цветовым слиянием рясы и металла. Мы видим зримый образ единства Бога и верующего человека. Звонарь и колокол видятся в картине не как исполнитель и инструмент, но оба представляются инструментами в длани Божией. Образ звонаря излучает спокойную силу духовной целостности, обретённой в Вере. В фигуре звонаря угадывается интеллигентный человек, пришедший к Богу путём интеллектуальных и духовных исканий. Божественная сила через колокол как бы вливается в поднятую правую руку звонаря, а левая рука сжимает верёвку, которая только что раскачивала колокольный язык. И был звон, призывавший творение к воссоединению с Творцом.

Взгляд монаха устремлён мимо верёвки на заснеженные дома внизу. Справа мы видим развалины. Не важно, написал ли художник пейзаж с натуры, открывающийся с колокольни в Ростове Великом, или же сам «придумал» и изобразил то русское пространство, которым, по выражению Бердяева, так ушиблена русская душа. Эта часть картины пробуждает воспоминания у тех, кто хотя бы раз посещал один из духовных центров, расположенных на просторах русского Нечерноземья: величественные монастыри и храмы, твердыни духа в окружении деревень, погрязших в разрухе и пьянстве. А ещё вспоминается, на первый взгляд, парадоксальное и обидное для православного человека высказывание Анны Ахматовой: «Христианство на Руси ещё не проповедано». Несомненно то, что в картине отражается современная русская драма – связь Христа с русским народом через Церковь нарушена. Звон и на этот раз не пробудил от духовного сна обитателей раскинувшегося под колокольней пространства. Русская земля как будто бы спит под покровом облаков, закрывающих солнце, но уже не морозно и ощущается приближение весны. Небеса и земная твердь зрительно сливаются воедино, и сама природа, колокол, звонарь застыли в немом ожидании. Сысой и монах как будто зависают в этом облачно-снежном пространстве, кажется, что сама Россия вновь, как и во времена Чаадаева, зависла в безвременьи, беспутьи и, в то же время, в предчувствии духовного обновления.

Православие – модная нынче тема для всех видов российского искусства, и Александра Косничева есть основания похвалить за высокий художественный уровень работы, за то, что написанная им картина лишена какой бы то ни было псевдо-православной елейности и комплиментарности

Зададимся вопросом: что же в этой картине не актуально? Ну, разве что, стилистика социалистического реализма. Но стоит отметить, что за актуальность этой стилистики искушённые западные ценители изящных искусств активно голосуют. Голосуют деньгами.

А что же можно сказать о стилистике и содержании творений современных т.н. актуальных художников, тех, что в фаворе у нынешней арт-тусовки? «… через столетия цивилизации протягиваем руки нашим свирепым первобытным предкам. Посвятив творчеству всю жизнь, Пикассо пришел к стилю пиренейской наскальной живописи… Прекратилась борьба за то, чтобы выделить смысл и порядок из путаницы и хаоса… Да здравствует пустота!..» Эти высказывания принадлежат Малькольму Маггериджу, бывшему ректору Эдинбургского университета. И хотя его очерк «

Либералистское стремление к смерти

» написан в 1971 году и посвящён духовному кризису западной цивилизации, приведённые цитаты актуальны и для современного изобразительного искусства. Вспоминается мысль Освальда Шпенглера, высказанная более столетия назад в его «Закате Европы»: когда какая-либо цивилизация вступает в заключительную фазу своего существования, современное искусство становится уделом столичных мозгляков, а для всех остальных оно не только непонятно, но и ненавистно.

 

Однако, Россия - особенная страна. Если в творческий процесс добавить изрядную долю россиянского глумливого хохотунчика, то в итоге получается очень понятный и даже популярный арт-«продукт». «У Сысоя» могла бы стать иконой современного русского искусства, но на таковую роль, по меньшей мере, в течение 2008-09гг., претендовало «произведение», размещённое в правом верхнем углу коллажа. Создали это офигенно актуальное творение современного «арта» Вячеслав Мизин и Александр Шабуров – участники дуэта «Синие носы». Называется произведение, если кто-то не в курсе, «Эра милосердия».

Мы видим изображение двух целующихся милиционеров. Время действия - хмурый зимний, а может быть мартовский денёк, такой же, как и в картине Косничева. Фоном для происходящего служат прямо-таки шукшинские стройные берёзки, причём не дикорастущие, а образующие заброшенную, нехоженую аллею. Это говорит нам о том, что мужчинам пришлось укрыться от посторонних глаз в какой-то удалённой части парка. Как тут не вспомнить о тяжкой доле сексуальных меньшинств в России, об их безуспешных попытках провести гей-парады на центральных площадях городов Святой Руси. Посмотрев на проблему шире, нельзя не оценить героическую борьбу геев за право повсеместно демонстрировать свою однополую любовь вопреки «отсталости» и «предрассудкам».

Любовники нежно обнимают друг дружку за задницы, их уста слились в длительном, основательном лобзании. Первые порывы страсти у них уже в прошлом, пришла пора зрелой мужской любви. Милицейская форма, в которую облачены влюблённые, наводит на размышления о ментовском беспределе, ментовских войнах, подавлении гражданских свобод, что диссонирует с пронзительным эротизмом любовной сцены и с волнительным томлением в предвкушении либеральной весны. Следом за глубоким потрясением от увиденного, возгорается желание заорать что есть мочи: «Not War! Make Love!!!»

И, наконец, название – «Эра милосердия» - переносит нас в сталинскую Москву, где сидит на коммунальной кухне пожилой интеллигент-мечтатель и размышляет вслух об общечеловеческих ценностях. Какая глубина творческого замысла! А вы было подумали, что просто картинку паскудную увидали?

Перейдём в нижнюю правую часть коллажа. В самом низу мы имеем счастливую возможность лицезреть «творцов» (а может быть, правильнее - «криэйторов»?) «Эры милосердия». Клёвые парни, не правда ли! Хочется подойти к ним, познакомиться и сказать так, по-простому – «А не хило бы за секс побазарить, паца-аны!» А ещё возникает желание рожки им пририсовать, а, заодно, кому-нибудь из трёх персонажей, расположившихся выше «художников». А кому конкретно – это уже вопрос личных убеждений.

Да и вопрос об актуальности давайте оставим на личное усмотрение каждого. Искусства хочется! Большого! Настоящего!

Комментариев 1

  1. Wiktor Hoff
    + -
    0
    Wiktor Hoff 12 декабря 2010 11:46

    Может и актуально,но все это-чепуха.Живопись Церетели и то ближе к теме.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.