Продолжение

+ -
0

Окончание: Иосиф Латман.  По следам «КОПЫТА ИНЖЕНЕРА» (О «Мастере и Маргарите»)

Начало здесь

 

 Отец Ваш – человек неординарный...
Из слов его не мало извлекли:
О деле Дрейфуса и Бейлиса, наверно,
О масонстве, протоколах Мудрецов,
О мнениях нередко и полярных:
Недаром же Глаголев Вас венчал.

В те времена букетами цвели
Намеренья благие, как и скверна,
И Духов поиски - вращением столов:
Как видно, бес спиритов развращал.

Отсюда иногда меж строчек - спесь,
А кое-где - заметная чуть лесть.

Но и Судьба не избегает парадоксов:
Полу-еврейку! - в жёны Вам дала
Во времена бесовского покоса,
Когда элиты кровь текла
Едва не реками в каналы, по откосам.

 

ПОКА НЕТ МАРГАРИТЫ


А что же Мастер, пока нет Маргариты?-
Над романом сутками корпит,
Неподалёку ж - Воланда резвится свита:
Картишки мечет... и вопит. 

Меж тем вокруг - события бегут,
Как море воя
И устои руша…
И бесы парами иль сворой
В Загробный мир кого-то волокут… 

А кто-то: по талончикам… спешит покушать.

Театры и редакции бурлят.
Оком недрема́нным Дьявол наблюдает -
Кого похвалит, а кого сажает.
Другие втайне шепчут: свят, свят, свят…
И Мастера ночами страх одолевает:
Смешались в памяти события, Эпохи,
Предчувствия беды впотьмах сигают.
Поросшие давно, казалось, мохом,
Из дикости поры явились бесы…
Усы в крови людской. Руками
Символы бесовские развесив,
Прикрыли бред размытыми мозгами.

И здесь История не обошла евреев,
В краях нордических, Борея…

                                                                                     17

    МАРГАРИТА И ДЬЯВОЛ

 

А чем же Маргарита занята
В миг, когда роман в разгаре?
Сюжет готовит Страшного Суда?
Иль карнавальным пламенем пожара,
Нечисть отгоняет?.. Не-ет, беда: 

Ныне тьма заволокла Берлин…
Наследники Бетховена и Гёте,
Духовности немалой и руин,
Склонили головы пред бесом… на излёте
Стыда и Совести людской,
Сломав запоры тайной кладовой
Бесчеловечности, похуже, чем звериной,
Достигшей дьяволу неведомой вершины. 

И бал грядёт. Бесовский бал.
Случалось быть подобному и в прошлом:
Вальпургиевой ночью - ведьм хорал,
Варфоломеевской - резня. Полощет
Бес хоругвь свою в крови.
Балы бесовские, хоть как ни назови,
К Апока́липсису тропы выстилают,
Клыки зверья из бездны обнажая.

 И гости Воланда, увы, не исключенье.
Не будем вновь их поимённо называть.
Они, в конце – концов, лишь только звенья
Зла цепи. Не устаёт её ковать
Ни Дьявол и ни бесов племя. 

А для контраста Воланд вдруг решил:
Маргариту - в королевы бала!
В сад Александровский за нею послан был
Бес по особым порученьям - Азазелло.
Лишь Солнце за стеной кремлёвской село, -
Ведьмой став, - с Дьяволом, Любви в угоду, заиграла!
Но всё ж… и Милосердие сумела проявить -
Прощенье Фриде вдруг явить.
 

Однако с каждым балом демоны наглее:
Кой где уже и государством правят.
И ночь «Хрустальная» затмит - Варфоломея
Жестокостью. А власти переплавят
Убийства в золото, жирея. 

                                                                                   18

Но и это лишь трагедии преддверье…

Сотни тысяч оголтелых бестий
Из германских мифов и поверий
Под звуки обречённых уж оркестров
Покроют человечьим пеплом
Европу всю от Апеннин до Волги.
Но свастику сейчас уж ветром треплет,
Готовясь к балу Гоги и Магоги.

И без евреев уж никак не обойдутся,
Европу превращая в «Judenfrei».
Клевреты новой веры враз найдутся:
Ведь негодяев-то, увы, хоть отбавляй.

И это – тоже не последний бал.
Нас Дьявол до сих пор не оставляет:
То вроде, - как с дубиною амбал,
То песенки о мире распевает.

Конечно, вновь евреи цель его…

Добро во зло он превращать поклялся,
И одураченных уж столько полегло!
А конь как будто в поле не валялся.

Вам повезло, наверное, Булгаков:
Чаша сия случайно обошла.
Хотя не избежали бесов драки.
Но ныне… канитель иная уж пошла -
И счёт не тот, не те масштабы.

Не огорчать Вас, верьте, рад бы,
Но кривить душою не хочу.
А потому о предстоящем помолчу.

Тем более - опять маячит Дьявол
(Не иудейско-христианского окраса!).
Поскольку в играх бесов нету правил,
Заранее надеть бы нам кирасы.
И Черчиля б из бездны пригласить,
А не на мельницу Нечистой силы лить,
Чтоб впредь не исчезали в НИКУДА
Невинные, когда придёт беда. 

...Зимний ветер от ярости выл:
Трупы жгли, заметая следы...

Утекло хоть немало воды,
И взамен поколенья врагов
Деревянных всё больше крестов -
У загубленных нету могил...

Иль до срока их Бог воскресил,
Изменив путь Мессии, Судьбу,
Откликаясь не нашу мольбу?

                                                                                     19

                ЭПИЛОГ 

Выронив перо, роман не завершили…
Вина не Ваша. Видимо, - Судьба.
Иль, может, черти на балу решили
До срока в преисподнюю вернуться? Без суда
Их ждут покои Ада.
Тем более что Вы уже раздали
Всем сёстрам по серьга́м.

Евреев лишь не довели до ладу.
Почему? Ужель не по зубам?

К скамье прикованным - обречён Пилат
(Не год, - а тысячи две лет!)
До (с Вашей помощью) освобождения.

И Духи с Воландом покинули наш Свет
В век поголовного, как будто, просвещения.

Простите! Вроде слышится набат?.. 

Не Мастера ль и Маргариты голоса?:
У края Бытия ждёт уголок -
Неопределённости ли вечной полоса?
Или покоя им назначен тайный срок? 

А остальных (почти!) в обыденность вернули,
Кроме Майгеля, Иуды, Берлиоза.
И вот уж Римский - на казённом стуле,
В лечебнице – Стравинский в странной позе
И рядом пациент. На голове кастрюля:
Наверно, - не в себе.
Иль просит внять мольбе?
Хотя навряд ли верит он в посулы.
 

Чего понять, коль честно, не могу:
Композиторам (не ретроградам мёртвой школы!:
В музыке - заметный след) дать, как врагу,
Неподобающие роли?!
Иль это шутка? Ложная тропа
Для будущих булгаковедов?-
Предмет грядущий их исканий или бреда?:
«Осужденье Фауста», «Садко»,
«Авраам и Исаак» - наследье велико,
И меломанов неизбывная толпа. 

Но… автор - Вы! Как говорится:
Чего хочу, того и ворочу.
За Сводом неба остаётся им лишь злиться…
Только Дьяволу такое по плечу.

                                                                                  20

Хотя и я расставил кое-где силки,
Следуя за Вами по пятам.
Не всё, конечно, было мне с руки,-
Но справился, с грехом пусть пополам. 

Однако есть должок за Вами пострашней:-
Каифа где? - вовсе уж не ясно!
Среди наказанных - найти я не могу,
И меж казнённых… след искал напрасно.
Не обнаружился и в Чёртовом логу,
И в Мире не исчез тене́й… 

Хитрец, хитрец Вы, мсье Булгаков!
Загадку тяжкую оставили для на́с.
Иль, может, к мысли Вы пришли,
Что не во благо,
Не настал разоблаченье мифов час?
Толерантности мундиры не сносились?!!  

А в них куда нас черти завели? -
При всей фантазии, пожалуй, Вам не снилось.

И вот уж, следуя кровавому навету,
Хоть подтверждения ему Вы не нашли,
Вновь Дьявол чёрную готовит мету.
А Мастер вдруг, покой свой потеряв,
Закрыв глаза, провидцем словно став,
Твердит о Мире угасающего Света -
Как о жертве слова и кастета: 

 Душу швырнув в бездонную синь,
Вдруг обретя бессмертие,
Расстался с тобой как враг и сын,
Клейменое столетие.
Меченный парой черных крестов,
Временем скособоченных,
Был ты похлеще минувших веков -
Палач в безумной вотчине.
Выжжен позора знак на плече,
Напоминая свастику.
Грядут же убийцы, былых половчей,
 Бомбой грозя и ластиком... 

 К, про́клятым родом людским, крестам
Допишет миг единицу. 

Боюсь, как бы и Нотр-Дам
Вдруг не сменил петлицы...

                                                                                   21

         О РОМАНЕ

Итак, дочитан до конца роман. 
 
Застыл в плену раздумья.
За окнами, как мгла, туман -
Что молоко в бездонной чаше,
Хоть время близится к полу́дню… 

За пеленой - герои Ваши.

(Иешуа не касаюсь -
Вне всяких комментариев).


Заранее пред Вами каюсь:
О бесах речь, о Неба париях.

Зачем в наш Мир они явились?
Что надоумило роман писать о них
(За несоразмерную, всем очевидно, цену!)? 

Иль, может, Вы давно уж не постились?
И Голос внутренний до времени затих?
И вдруг, как Совесть, встрепенулся,
Когда реальность встретила в штыки?

И здесь – то: Воланд подвернулся,
Хотя уж поседели Дьявола виски.

 Скажу Вам откровенно, мсье Булгаков,
Вы в чём-то с Иешуа очень схожи:
Одним романом лишь… о бесах и про Мага
Уж накормили тьму литературных братьев
(И вьющихся вокруг них… тоже).
И лезут все, как говорят, из кожи,
Перебирая запятые, буквы, строчки,
Костюмы, бабочки и платья,
Гадая: чьи - какие лица? множа
(Со своей, простите «кочки»)
Прототипов: там и Вы, и Горький,
Сталин, Сковорода, и Ленин
И Ваша незабвенная Елена,
И Немирович в купе с Луначарским,
Андреева и Станиславский…
(Хорошо – хоть избежали Чарской). 

Хотя, казалось бы, - ясно изначально:
Эпоха каждая своих даст прототипов:
Классика, как это не печально,
Найдёт их и средь будущего клипов.

Но - это же давно и всем известно,
Как перепетая до нас, простите, песня.

                                                                                   22

Ну, разве нам сегодня интересно:
Послужи́л кто… прототипом Хлестакова,
Собакевича, Коробочки, Ноздрёва?
Сейчас, поверьте, - это пресно,
Как без соли миска плова.

Возможно, чем-то важно для Науки?
Но, Боже! - неимоверная же скука
Читателю тонуть в её глубинах
Средь тьмы имен и сцен старинных!

…Увлёкся и наверняка кого-то упустил:
Память уж не та, и глаз, увы, не зоркий.
Не упомянутый, надеюсь я, - простит. 

А Вы, скорей всего, над нами Там смеётесь? -
Де концы с концами не сведёте… 

 И рядом - Гоголь с хитрою улыбкой,
Мольер и Шут с игрушечною скрипкой,
За ними - панночка с философом в обнимку,
А справа – Бендер, Агасфер и Паниковский,
Там и Козлевич, за починкой,
И кто-то, не пойму, как чёрт, в полоску:
То ль Мефистофель, то ли Фауст, то ли Гретхен,
Иль, может быть, из ранних… чья-то Мádchen.

 Романа же, как мнится мне, герои,
Кроме главных,-
Не более чем камуфляж.

Пока нас с вами, тет - а - тет, лишь двое,
Откройте тайну! Бросьте эпатаж -
Вопрос - то давний: 
Что натолкнуло Вас роман сей написать?? 

Почти десяток лет труда неимоверного и страха! 

Зачем? - чтоб кучку бюрократов обличить?
Иль негодяев, вытащив на плаху,
Плетьми-словами для острастки бить,
Хотя, как говорится, - что с них взять?

Боролись с ними и до Вас:
Гоголь несравненный, Салтыков-Щедрин,
Аверченко, Ильф и Петров, и Хармс,
Зощенко, Платонов (и не сукин сын!).

 
                                                                                  23

Добавив к их трудам своих страниц,
Что изменили б… в жизни этой,
Хоть сотни выводя на сцену лиц,
До наготы сатирою раздетых,
Иль нарядив в масонские одежды
Для живописности интриги,
Даже приобщая к ритуалам
На краю безумия, у бездны -
Владения известного Ваала,
Как принято во многих книгах
При описанье дьявольского бала?
 
…Романа замысел существеннее, шире
Остапа Бендера иль «Зойкиной квартиры».

Пронзив сюжетом два тысячелетья,
Свёл воедино он различные эпо́хи
На стыках Эр, империй и религий,
Отметив и в мозгах порою сдвиги;
Хотя, пожалуй, - в чём-то схожих:
Конвульсией… идей? людей? до дрожи?..

И здесь и там неугомонные евреи. 

История, свои накинув сети
На умов незримые споло́хи,
Жестокости потокам путь открыла,
Припомнив, к случаю, и старые «идеи»,
Что вроде… «гениальными» прослыли.  

При том - вождей Вы в яви не коснулись!-
Страшно было? Руки коротки? -
Тень Мандельштама в памяти мелькнула? -
А сапоги испанские - узки…

 
Но, общаясь с Дьяволом, - ро́ль перегнули
И тем себя на гибель обрекли:
К нему прильнувши, переста́ли
Быть оппозицией, достойной Сатаны,-
Для видимости некоей свободы,
Под пятой распластанной, страны,
Омываемой потоком стали.

Игры́ нарушили Вы коды! 

А дьявол – то… коварен и хитёр!
И понял, - будет он смешон,
Коль как бы оппозиция - системы станет частью…
И перестанут доверять сей власти.
Зачем же подливать бензинчика в костёр?

                                                                                         24

А потому - не без издёвки отвесил Вам поклон:
С поезда вернул, изощрённый проявляя ум! 

Мистика: преградой снова стал - Батум!!

По сути - судьбу Вы повторили Мандельштама:
Как дисбалансы противоположных знаков
Власть Личную (корифея в золочёной раме!)
Рвали, вращая колесо Маньяка. 

Дьявола ж известно ремесло:
Добро любое обращать во Зло,
Хоть иногда… твердят наоборот. 

И цель, по-моему, романа: препарируя
Деяний Дьявола коловорот,-
Как Истину суммировать
Паденье Зла и вечности полёт,
Присовокупив еврейский к ней народ,
Идущий тысячелетия вперёд
Сквозь туманы клеветы и стали,
Неся, поверьте, тяжкие скрижали…

 Суть людскую хотели обнажить
На изломе Судеб и Эпох,
Потаённое пытаясь вскрыть
Негодяев мелких, - и пройдох,
След оставивших в века́х? -
След трусости, предательства, вражды? -

И антиподов их: бесхитростной Любви
И Милосердия? - Но в меру! Ведь сорви
Иные маски, - пожалуй, не дозрели бы плоды:
Грозил бы… кра́х! 

 А если о персонах говорить, -
То в них черты свои Вы воплотили:
В Бегемоте, Мастере, Фаготе,
В Воланде, Бездомном, Иешуа. 

И незачем, как говорят, темнить:
С Нечистою якшались силой,
А где-то на излёте
Всевышнего, вдруг помянули, всуе.

А Маргариту (частью - Гретхен, частью - Фауст в юбке)
Швырнули в бала мясорубку,
Заставив пригубить с кровавой чаши.

Скажу я Вам - двусмысленная роль!

                                                                                  25

Неужто дань происхожденью
 ( Бейлису вдруг вспомнив обвиненья)?
Так, походя. И, как Пилат, умыли руки,
Забыв, что и слова нам доставляют боль,
Иной - совсем не краше.

Была ли надобность? К чему сей эпизод? -
Фантазии ль без задней мысли плод?
Иль подыграли Дьяволу… от скуки? 

По лезвию ходить уже привыкнув,
Себе, наверно, не могли Вы изменить -
Сюжетной линии не заострить,
На ниточке над пропастью повиснув.

Понимаю, Вы - драматург! 
                                         А не антисемит.-
Не случайно нет среди наказанных - евреев
(Кроме жалкого юнца,
По сути - своего лишённого лица). 

Этим - под наветы заложили динамит,
Пилату в пику, иные семена посеяв.
Не так открыто, как Золя и Короленко.
Времена другие - дрожали, видимо, коленки. 

Но так иль этак - а финал закономерен:
Исчадье Зла… - да канет в Ад.
Его победы - призрачны, химерны:
Колдует ли, надел ли обере́г.
Но жаль, что кро́ви проливают реки,
Купаясь в них, недочеловеки.
Хотя не долог бесовско́й парад -

В конце пути… маячит Нюренберг!


Коли б не так - зачем писать роман?
Для развлеченья дамочек в партере?
На это бы хватило Кальсонера.
Но Вам был нужен… - ураган!
На все века!
А не «Дьяволиада»,
Чему, поверьте, искренне мы рады
И бурно рукоплещем!! - не слегка. 

В заключенье лишь добавлю, без затей:
От бесов свой талант Вы очертили
И здание чудесное сложили,
Хотя - из обгоревших кирпичей:

И Римский - страх философа Фомы,
И Гела - вроде с панночкой двойняшки,
Тень Гоголя, конечно, видим мы:
Знакомые мерцают всюду бляшки…

                                                                                          26

Но… непревзойдённые фантазий кружева,
И петли непредвиденной интриги,
И мысли - что кипящая Нева
Иль « Большого…» - скакуны квадриги,-
Достойны сцены высшей пробы
И читателя взыскательного…
И что бы ни болтали снобы, -
Слушать их - не обязательно.
 
В целом же - роман тысячелетья… 

Предчувствие не обмануло Вас:
У ног - и первый Рим и третий!
Восторг! Оценка - высший класс! 

При том, что всё́… как бы́… наоборот:
Чичиков… спешит к Коробочке, к Ноздрёву,
Бендер - к Эллочке и Изнуренко́ву,

Герои ж Ваши - са́ми к Воланду идут.

А Маргариты на метле полёт? –
Не панночки на́ бурсаке, бедняге.
Он, хотя и вроде Брут,
Но, отработав в роли тяги,
Погиб как жертва, - Вий уж больно крут.

И Воланд – дьявол не совсем обычный.
Подобного в литературе не встречал…
В  роли Судьи́ в наш прибыл град столичный
И многих по заслугам наказал.
При этом сам присутствовал при казнях.
А разве - допустимо по Закону
Подобное в двадцатом-то столетье?
Правда, сейчас уже законов столько разных,
Что стали модны беззаконья плети,-
Ныне времена - не О́ны…

Но почему же как Судья он не вмешался,-
И приговор о казни утвердил Пилат?
Или чего-то Дьявол убоялся?
Может, - нами не замеченных преград? 

Вопрос не из простых…

Вы обошли его, Булгаков, тем нарушив
Сюжета суть: ведь Воланд –
Ваше проявленье справедливости! 
Героев бы пришлось искать други́х,
Но бессмертие бы сохранили Ду́ши,
И Веры не было б раскола,
И ненависти, доходящей до брезгливости.

                                                                                                 27

А, впрочем, претензии бессмысленны:
Роман есть лишь… роман.
Диссертации - в одеждах численных.
В романах же – не жёсткий нотный стан. 

Как автор, Вы вольны́ и фантазировать,-
Нет для Вас реальности границ.
Кого-то можете казнить, кого-то - миловать,
Пренебрегая зна́чимостью лиц.

 Вместе с тем – роман окутан флёром
Колдовства, таинственности, мистики незримой.
Они – Вам от рождения партнёры.
Знать, потому… роман - неповторимый,
Хоть, полагаю я, войдёт, наверно, - в моду
Роман в романе с участьем Иешуа
И соответствующих времени героев.
Но, как вторичности, и́м петь аллилуйя -
Что вдруг, сейчас, ковчег вновь строить Ноев…

А, впрочем, реклама ныне - суть природы…

----------------------------------------------

Простите, но ещё один вопрос,
 Быть может, - главный. Едва не позабыли…
(Когда Чертяка совершал свой «чёс»,
Наверно, свечи в памяти оплыли).
 
А вот сейчас,
                              уж с Горней Высоты,
Прошу ответить, и не торопясь,
Не блюдя наивной простоты:

Зачем нам… - мглы Великий Князь???
Иль без него - не будет доброты?

 

Июль 2004 г.

 

Использовано:

«Мастер и Маргарита» М.Булгаков
«Дьяволиада» М.Булгаков
«Роковые яйца» М.Булгаков
 «Собачье сердце» М.Булгаков
«Иван Васильвич» («Блаженство») М.Булгаков
Дневник Мастера и Маргариты
«Письма» М.Булгаков

 «Три жизни Михаила Булгакова» Б.Соколов
«Жизнеописание М.Булгакова» М.Чудакова
Спецкурс «Мастер и Маргарита» М.Чудакова
«Роман Михаила Булгакова Альфред Барков 
  «Мастер и Маргарита»:
Альтернативное прочтение» 
 «Не свет, а покой…» И.Галинская
«Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри» Л. Яновская 

*«ТАСЬКА» – Т. Лаппа, первая жена М.Булгакова
*Е.С. Булгакова (девичья фамилия Нюренберг)
*А.Толстой
*Совслуж - советский служащий.

                                                                           28

Комментариев 0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.