ВОЗВРАЩАЯСЬ К В.МАЯКОВСКОМУ, Часть 4

+ -
0
Иосиф  Латман 

 

                                 Все  права  сохраняются за  автором

 

 

 

ВОЗВРАЩАЯСЬ К В.МАЯКОВСКОМУ

(Заметки  читателя)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть 1

ОТ АВТОРА.........................................1

ВСТУПЛЕНИЕ…………………….. 2

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ.......................4

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.............5

1.    ОДИНОЧЕСТВО.........................5

1.1   ПРОЛОГ………………………..6

Часть 2

2.     ПОЭЗИЯ....................................... 11

2.1   НАКАНУНЕ…………………… .12    

2.2    ГРОЗА БЛИЗИТСЯ…………….15

2.3   РЕВОЛЮЦИЯ………………….16

2.4    ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ………..18

2.4.1 ЭНТУЗИАСТЫ…………………18

Часть 3

3.     НОВЫЕ ВРЕМЕНА.......................21

3.1  СЛОМ?...........................................26

3.2   МАРШ КАПИТАЛИАТОРОВ…30

 

Часть 4

4.   ЛЮБОВЬ И СУДЬБА............30

 

Часть5

5.   ФИНАЛ..................................36

6.    ЭПИЛОГ................................ 37

7.   ВАЛЬПУРГИЕВЫ... ДНИ.....39

7.1 ПРИЛОЖЕНИЕ……………..41

       ПРИМЕЧАНИЯ……………..41

 

Часть 4

4. ЛЮБОВЬ И СУДЬБА…

 

                             Бурей жизни гоним полем чистым,

                             Одинок, говорю сам с собой:

                            «Обними меня, берег лесистый,

                             Окружи говорливой рекой.


                             Мне укрыться бы от непогоды

                             Хоть на день, хоть на час, хоть на миг,

                             Растворить бы в реке, в её водах

                             Онемевшей души боли крик! -

 

                             И в объятьях её, умирая,

                             Вдруг познать чудо женской любви…».-   

                             Но парят надо мной тучи стаей -

                             Тьма вокруг – и не видно ни зги…

                            -------------------------------------

 

                             А Любовь - страсть, обычно, короткая, -

                             Нежность матери, строгость отца,

                             Стороною своей оборотною -

                             Зависть парии,

                                                           роль казачкА.

                                   

                             Зов божественный водит нас по Миру,

                             Ласка женская – блАзнит в веках.

                             Добиваясь её,- часто ссоримся,

                             По-щенячьи… скуля в кабаках.

          

                              Даже рыцарь, не павший в сражениях

                              (Тело в шрамах

                                                            от пик и мечей),

                              Ищет в шпагах  

                                                              порой избавления

                              От любви… неизбывных цепей.

                                                                 

                           «Бог доволен.

                             Под небом в круче

                             измученный человек одичал и вымер.

                             Бог потирает ладони ручек.

                             Думает Бог:

                                                     погоди, Владимир!

                             Это ему, ему же,

                             чтоб не догадался, ктО ты,

                             выдумалось дать тебе настоящего мужа

                             и на рояль положить человечьи ноты.

                             Если вдруг подкрасться к двери спАленной,

                             перекрестить над вами стёганье одеялово,

                             знаю - запахнет шерстью пАленной,

                             и серой издымится мясо дьявола.

 

                             А вместо этого до утра раннего

                             в ужасе, что тебя любить увели,

                            -----------------------------------

                            -----------------------------------

                             Не надо тебя!

                                                        Не хочу!

                             Всё равно

                                               я знаю,

                                                             я скоро сдохну».

                             --------------------------------

                            --------------------------------

                             А там,

                                            где тундрой мир вылинял,

                             где с северным ветром ведёт река торги, -

                             на цепь нацарапаю имя Лилино

                             и цепь исцелую во мраке каторги».

                            «Флейта-позвоночник», В.Маяковский,1915г.

 

                            «Пройду, 

                                             любовищу мою волоча.

                             В какой ночИ,

                                                        бредовой, недужной, 

                             какими Голиафами я зачАт –

                             такой большой 

                                                         и такой ненужный?»

                      «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»,Маяковский,1916г.

 

Любовь… поЭта 

                                  страстЯми мучит.

Не зря орёт он: «КтО ты?-

                                                     случайная ли туча?

Иль - Свыше Эхо?

А, может,– дар… прирОды?»

 

В словах ли… Душу Поэта сыщешь?

Скорей - в молчании,

                                           ярче слов…

Стихи - на тыщу

множенное отчаянье…

Но…  вопль страдания,-

                                              не  часослов.

«Любовь!

Только в моём

воспалённом

мозгу была ты!

Глупой  комедии остановите ход!

Смотрите –

срываю игрушки-латы

я,

величайший Дон-Кихот!

---------------------

Теперь –

клянусь моей языческой силою! –

дайте

любую

красивую,

юною, -

души не растрачу,

изнасилую

и в сердце насмешку плюну ей!

Око за око!»*1

 

ПолнЫ обидою

                                строки…

Но где-то теплится вера: 

не мИнули сроки…

И знает ли кто им меру?!

 

«Всё равно 

любовь моя –

тяжкая гиря ведь –

висит на тебе,

куда б ни бежала.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб».*2


Забыть не возможно!

Любовь… огня стенОй

слепит глаза -

             осторожно!-

Где стезя?!    

Фантазия бесится:   

темень - ни зги… -                 

Видна ли в Ад лестница? -

Факел зажги!..-

Но:

«И в пролёт не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа».*2

----------------

Первой любви неизбежно крушенье -

Не научишься плавать, дна не измерив,

Колдовства не познав как её наважденья,

До утра сомневаясь, лукавой поверив.

 

То ли муж, то ль на случай… - любовник,-

Жертва женской гордыни или тщеславья?-

Не «прямая» любви - а косой «треугольник!» -

Эпатаж?- Иль любви неудачной потрава?,

Или месть за неполное женское счастье -

Как попытка игры на ревности струнах? -

Словно она – исцеляющий пластырь

На любовные раны, древнее, чем руны?

 

Хорошо, если вовремя с нею расстались…

На века сохраняя… неповторимость,

И остались неблизкими - оба устали… -

Несовместимость?!..

 

«Слов моих сухие  листья  ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай  хоть 

последней нежностью выстелить

твой  уходящий  шаг»,*2

 

Прежде, чем затопчешь… мой белый флаг,

Не торопясь, ни шатко, ни валко.

Неужели не жалко?:

«Пришла -

деловито,

за рыком,

за ростом.

взглянув, разглядела просто мальчика.

Взяла, отобрала сердце

и просто

пошла играть –

как девочка мячиком»*3


Женщине свойственно с мужчиной играться

Не-то ль в поддавки, не-то ль в кошки - мышки.-

Природой так создано! Чего - обижаться?!

Задача Мужчины - избегнуть ошибки.

 

Поэзия склона к любви «треугольникам».

Так было всегда, во все времена:

Лишь, никому не подвластная, вольница

Сеет в душе огня семена… 

 

Тургенев и Блок, Пастернак и Есенин

Любви «треугольной» познали сполна:

Пламенем вдруг… заполощет весна,

Вслед - нескончаемый ливень осенний.

 

Любой треугольник - свои три угла:

Кому - во весь рост, кому – пригибаться…

Но… стоит того, если Муза свела

Поэта с бессмертьем своим повстречаться.

 

Но Музы нередко бывают жестоки…

Женские Очи – как цепи незримы,

В душИ тайниках затаившись зароком,

Узами держат… необратимо.

 

Никто никогда не узнает природы

Могущества чар повстречавшихся женщин…

Поэты, тасуют красавиц колоду,

Души не заметив извилистых трещин.

 

Глаза ль с поволокой, насмешка ль, улыбка ль,

Полунамёки ль, касанье ль руки

Вдруг порождают в душе ещё зыбкой

Волненье, туманя младые мозги?..*4

Но:

Муза поэта над страстью довлеет,

Страсть - лишь мгновенью, Муза – векам,-

Жрица любви, коль слушать умеет, -

Ласки и пытки в умелых руках.

 

Гений поэта - сродни мазохизму:

Боль… - порождает волну вдохновенья,

Муза же – движет его механизмом,

Дурманя порой до самозабвенья.

 

Любовь - не чреда расчётов холодных,

Не света луны потускневшее золото.

К счастью, ей сёстры - палящие звёзды,

Даже когда нестерпимо и голодно.


Любовью пронизаны все революции…

Спасая любимого, - пойдёт и на плаху.

Ей наплевать на все резолюции,

Тем более, на…- опасности сваху.

 

Как видный мужчина Вы нравились женщинам,

К себе привлекали и статью и голосом.

Но революционным неистовым бешенством

Пугали, как Грозный – царственным посохом.

И:

Любовь увязав с революции пафосом,

Не отделяя "мух от котлет",

Забыли, что Партии – кровИ  дай…  с арахисом,

А женской любви… - не партийный билет.

 

Сего не учли - и вот…- одиноки Вы,

Хоть - окружало красавиц немало…

Наверно, не чуяли скрытых пороков и,

Любви отдавались с открытым забралом.

 

«Не смоют любовь

Ни ссоры,

Ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкопёрстый,

клянусь –

люблю

неизменно и верно!».*5

 

А… небо окрасилось в мрачные краски, и

Кажется - ждёт… неминуемо краха.

Кругом вместо лиц - лишь постылые маски, а

Марши - что реквием… заждавшейся плахи.

 

Тоска непроглядная - тьма одиночества

Преследует часто с крушеньем любви,

Следуя, может, с рожденья пророчеству… -

Уйти от него - и... не норови.

 

Хоть даже соломинка… времени тяжкому

Опорой надёжной могла бы служить!..

Но… мимо несутся избранниц коляски, а

Смерть начала уж всерьёз ворожить…

*1 «Ко всему» В.Маяковский,1916г.

*2 «Лиличке» В.Маяковский,1916г.

*3 «Люблю. Ты» В.Маяковский,1922г.

*4 «Флейта позвоночник» В.Маяковский, 1915г.

*5 «Люблю. Вывод» В.Маяковский,1922г.

Комментариев 0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.