Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению

+ -
+1


Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности и предполагает владение определённым комплексом знаний и навыков. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. В тоже время, исполнитель испытывает на эстраде сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ему нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обретения собственного эстрадного опыта, а одним из важнейших критериев- умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло.


Степень волнения зависит во многом и от типа исполнителя, его нервной организации. Так, одни любят выступать в больших залах, с большим количеством слушателей, и играют в таких условиях лучше. Такие исполнители относятся к музыкантам экстравертного типа. Бывают же исполнители другого склада: они чувствуют себя в больших залах дискомфортно, им они предпочитают небольшие залы с малым количеством слушателей - это интроверты. В публичном исполнении они испытывают большие трудности.


Ещё одна  причина может корениться в неправильно подобранной программе для выступления. Для публичного показа следует отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Использовать его сильные стороны. Слабые же стороны обязательно обнаружатся на сцене! Судя по моему опыту так и бывает…


Как говорил С. Савшинский,- «Не совсем  ясно, то ли боязнь забыть порождает волнение, то ли волнение  разрушительно  действует на память».


Память нужно постоянно развивать и укреплять. Особенно нужно опасаться «механической» памяти. Зачастую бывает так, что материал выучивается только пальцами. Естественно в волнительной ситуации такой метод даёт сбой, вплоть до провалов в памяти. Отличный способ избежать этого- научиться играть с разных мест, играть фрагментами, заниматься без нот.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Его миссия уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердце, то есть быть своеобразным психотерапевтом.


Особую роль также играет регулярность выступлений. Обязательно нужно стараться увеличить их число. В случае, если музыкант играет сложную программу, или долго не выступал,- следует предварительно обыграть в более комфортной обстановке.


Бывает так, что причиной волнения становится ощущение собственной неполноценности, неуверенности в себе. У каждого музыканта должна быть вера в себя и в собственные силы. Педагогам важно найти «золотую середину». Не подчёркивать неспособность и  неумелость ученика и соответственно не перехваливать его.


Даже когда программа выступления  кажется  идеально выученной и можно её играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо  выучено произведение, в нём всегда может быть не выявленная ошибка, которая, как правило, и выявляется во время публичного выступления. Возникает проблема,- каким образом эту ошибку можно вытащить из внешне  вполне благополучно исполняемого произведения?

Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приёмов, суть которых состоит в следующем.


1.Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникало мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряжённым.


2.Игра с  помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприёмник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Если при этом возможно без труда сыграть всю программу, то на сцене вряд ли что-нибудь может случиться.


3.В момент исполнения пьесы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит слово «Ошибка», но учащийся при этом должен  суметь не ошибиться.


4.Выполнить 30 прыжков или приседаний до большего учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на сцену. Преодолеть его поможет данное упражнение.


Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.


Для успешного выступления важно в день концерта придерживаться определённых рекомендаций.

Накануне вечером чуть раньше лечь спать, хорошо выспаться и лучше заняться своими делами, погулять, отдохнуть. Заниматься много не стоит, играть следует в сдержанном темпе, не выкладываться. Беречь силы и эмоции.


По совету С. Рихтера - не обязательно играть произведение целиком, лучше оставить целостное исполнение до выступления. Полезно просмотреть пьесу по нотам. Таким образом, произведение не только представляется яснее, но и приобретает целостность и единство формы.

Ещё несколько моих личных советов.


Перед выходом на сцену сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Перед  тем, как начать играть, нужно мысленно проиграть самое начало про себя.


«Действенным» средством против волнения в определённой мере является сахар. Необходимо за 10-15 минут съесть 5-6 кусков быстрорастворимого сахара, который можно запить небольшим количеством воды, или слабого чая. Действие сахара основано на том, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению большого и малого кругов кровообращения, а также к нормального питания мозга, благодаря чему компенсируется сахар, выброшенный при волнении в кровь.


В заключении могу добавить, что волнение - обязательный компонент концертного выступления, именно оно повышает эмоциональный тонус исполнения, и открывает второе дыхание, даёт необычный творческий подъём, раскрывает индивидуальность.


Список используемой литературы:

1.Иванников В.А. «Психологические механизмы волевой регуляции». М. Издательство МГУ, 1991

2.Кирнарская Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности», М., Музгиз, 1963

3. Савшинский К.С. «Режим и гигиена работы пианиста», М., «Таланты XXI век», 2004

Похожие новости

Музыкальное образование как средство развития и воспитания личности школьника
В статье рассматриваются вопросы и проблемы повышения качества образования, развития музыкальных способностей школьников. Излагаются основы теории

Комментариев 0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.